Виктор Иванович, удалось ли региону избежать дефицита каких-либо товаров после введения антисанкций?
Виктор Назаров: Конечно, бесследно такие меры не проходят. Говорить о том, что импортные поставки полностью замещены, было бы слишком самонадеянно. Но мы понимаем, как решить эту проблему, и движемся в нужном направлении. Омские производители сегодня полностью обеспечивают продовольственную безопасность региона, и, более того, готовы вывозить продукцию за пределы области. Так, из трех миллионов тонн урожая зерна мы используем на внутренние нужды чуть менее двух миллионов тонн, а остальное можем отправлять на экспорт.
В сентябре этого года в Омской области открыли два крупных предприятия: завод по глубокой переработке масличных культур, который будет производить более 53 тысяч тонн растительного масла в год, и логистический центр сельхозпродукции. Раньше, когда мы спрашивали представителей федеральных торговых сетей, почему они не работают с омскими фермерами, получали от них ответ: "Нам нужна калиброванная, фасованная, чистая продукция". Наш первый логистический комплекс это требование удовлетворит. Позднее в другом районе появится еще один подобный агроцентр, выполняющий функцию предпродажной подготовки овощей. И ситуация, при которой в Омскую область привозился, например, израильский картофель, больше не повторится.
Мы спокойно можем заменить потери и по мясному, и по молочному животноводству. Не так уж сильно наши тюкалинские сыры уступают зарубежным. Нужно только немного терпения и инвестиций.
Может быть, один-два процента омичей - из тех, кто имеет высокий доход и привычку к особенным заграничным продуктам, - почувствуют изменения в привычном рационе питания. На остальных же санкции никак не отразятся.
А как же рыба? Исчезновение норвежской продукции с прилавков очень заметно.
Виктор Назаров: Мы не так давно запустили первый в Омской области современный цех по производству рыбной продукции, и она скоро появится на прилавках торговых сетей. Готовится масштабная программа зарыбления озер, которых в Прииртышье тысячи, создаем сеть закупочных пунктов. Еще немного времени, и товарная рыба из естественных водоемов вновь станет привычной на столах омичей.
Отдельная большая ниша, в которой мы не просто не уступаем, а превосходим европейских производителей, - дикоросы. Грибы, ягоды и продукты их переработки - это целая отрасль для северных районов нашей области. Повторюсь, наша экологически чистая продукция, надлежащим образом упакованная, способна завоевать рынок. Кстати, сейчас готовимся к открытию первого фирменного магазина омских дикоросов.
Но ведь люди о ней пока не знают, и очевидно, что местная продукция нуждается в серьезном продвижении, в рекламе.
Виктор Назаров: Совершенно верно. Именно поэтому выводим на рынок новый знак - "Омские продукты". Его будет получать местная продукция наивысшего качества, соответствующая самым жестким российским и международным требованиям. Мы будем продвигать этот бренд не только внутри региона, но и на всевозможных выставках и презентациях за его пределами.
Как идет модернизация молочной отрасли, о которой много говорится со страниц областных СМИ?
Виктор Назаров: Потому что есть, о чем говорить. За последние полтора года тридцать крупных хозяйств полностью изменили технологии, построили доильные залы. Это не только прирост производства на десять тысяч тонн в год, но и повышение качества сдаваемого молока. Сегодня уже восемьдесят процентов молока проходит как высший сорт. Это совсем другие дотации и субсидии, другое отношение к передовым хозяйствам. В октябре мы запускаем очередной перерабатывающий молокозавод мощностью шестьдесят тонн в сутки, при перспективе - до двухсот тонн в сутки.
В целом в прошлом году в агропромышленный комплекс Омской области была вложена беспрецедентная сумма - четыре миллиарда рублей (это в полтора-два раза больше, чем в предыдущие годы). Сюда входят и субсидии на молоко, и поддержка начинающих фермеров, и финансовая помощь при строительстве теплиц для выращивания овощей, и многое другое.
Фермеры опасаются, что в случае внезапной отмены санкций эти инвестиции, особенно в молочном животноводстве, окажутся напрасными, и импортная продукция вновь выбьет местную с прилавков. Потому что уровень господдержки наших аграриев и западных, увы, несопоставим.
Виктор Назаров: Я уверен, что наша продукция не будет лишней. Ведь мы говорим не только и не столько о количестве, сколько об уходе в более глубокую переработку, о появлении качественно новых продуктов, которые будут востребованы не только в Омской области.
Но, конечно, и на федеральном, и на региональном уровнях нужны поддерживающие меры. Так, мы, например, начали эксперимент по бесплатной раздаче молока в омских школах. Государственные закупки для нужд учреждений системы образования, здравоохранения - потенциальный колоссальный рост потребления. И эта поддержка, в частности, не противоречит соглашениям, подписанным в рамках членства во Всемирной торговой организации. Кроме того, молоко высшего сорта подходит для производства детского питания, а это еще один огромный рынок для омских фермеров. Вторая линия нового молокозавода как раз будет на него ориентирована.
Как вы в целом оцените инвестиционную привлекательность омского села?
Виктор Назаров: Интерес инвесторов растет. Это не может не радовать. Еще три года назад такого не ощущалась. Вот на днях я подписал соглашение, по которому в регионе будет построен высокопроизводительный доильный комплекс типа "карусель" на 1 200 голов. Полностью автоматизированное современное производство. И инвестор открыто говорит: "Да, при закупочной цене молока в семнадцать-восемнадцать рублей за литр рентабельность составит до тридцати процентов, и нас это устраивает".
Так что бизнесмены приходят в отрасль, спокойно строят объекты и понимают, что продукция станет востребованной. Я на всех встречах подчеркиваю: если кто-то готов заниматься глубокой переработкой, то мы окажем всестороннюю поддержку. Мгновенно предоставим статус пилотного проекта, земли, коммуникации, налоговые льготы.
Одна из больных сельскохозяйственных тем - кризис доверия фермеров к агрострахованию. Это объяснимо: череда скандалов, уголовных дел, обманы. Но в Омской области ситуация чуть лучше, чем у соседей. Почему? Что вы на встречах с сельхозпроизводителями им советуете?
Виктор Назаров: Мы встречались с фермерами, собирали семинар и поняли - не все сегодня готовы к процедуре страхования. У страховых компаний, конечно, свои интересы. Им нужно получить прибыль для того, чтобы развиваться. К сожалению, зачастую в ход идут различные уловки. Вот одна из типовых - погиб у фермера урожай на каком-то одном поле, а в компании ему говорят: "Мы же все твои пятнадцать тысяч гектаров страховали, а об отдельном поле речи не было". Такие недобросовестные страховщики своими руками губят собственный бизнес, создают тот эффект недоверия, о котором вы говорите. Но я уверен, что страхование необходимо. Омская область находится в зоне рискованного земледелия, и этим все сказано.
Мы собирали страховщиков, общались с ними, объясняли им правила игры. И добросовестные компании все поняли.