Психолог: Социальные сети приводят к расстройству личности

Анетта Орлова психолог, кандидат социологических наук:

Разумеется, подростковая агрессия - это понятие, в первую очередь обусловленное природой. Вместе с тем, одно дело, когда она социально осуждается или наказывается, другое дело, когда негативный поступок превращается в популярный видеоролик. Внимание это может быть не самое положительное, но главное, что оно есть, ведь основное желание любого подростка - самоутвердиться. После таких "клипов" он получает некое признание, популярность и в голове формируется модель, будто именно плохие поступки приводят к самоутверждению и славе. Однако неприятно даже не это, а то, что плохое поведение, равно как и эмоции, к сожалению, очень заразительно. Получается, те, кто в других обстоятельствах повел бы себя иначе, копирует поведение тех, кто и без Интернета может кого-нибудь избить. В итоге количество ребят, зараженных агрессией, чуть ли не удваивается.

Другая проблема, стоящая, как ни странно, особняком - социальные сети и селфи, о которых пишет "РГ". Социальные сети приводят (причем не только молодежь) к развитию так называемого демонстративного расстройства личности. Человек словно вечно ходит с зеркалом, не просто снимая подробности своей жизни, ему обязательно требуется реакция общественности на это, "лайки". В результате, он уже сам себя определить не может без оценки других. Кроме того, создается странная конкуренция - кто выложит фотографии покруче. Кто-то проявляет креатив, кто-то берет количеством, а кто-то фотографируется с человеческими органами. Это совершенно не значит, что человек сумасшедший, но очевидно, что за внимание окружающих, пусть даже виртуальное, ведется какая-то нездоровая борьба. Особенно опасен в этом плане Instagram, поскольку там мало словесного, одни картинки и эмоции. Теперь уже можно утверждать, что если человек выкладывает больше трех селфи в день - это не совсем нормально.

До появления Интернета основной задачей старшего поколения была передача информации младшему - знания, традиции или нормы поведения. Да, не все уроки принимались ребенком, существовал извечный конфликт отцов и детей, но большая часть жизненного опыта все-таки перенималась от родителей, а потом уже от внешней среды, между прочим, тоже ествественной. В наши дни три клика мышкой позволяют ребенку, без обращения к взрослым, узнать все, что ему хочется, от чего родительский авторитет, к огромному ужасу, падает. Я уже не говорю о том, что информация в сети часто искажена. Тенденции, надо сказать, неутешительные, поскольку тяжело им противостоять. Я лично за серьезные ограничения в Интернете и строгую кару для тех, кто разрешает выкладывать жестокие ролики на свои сайты. Но невозможно остановить прогресс. Во-первых, сегодня все связано с Сетью, начиная со школьного обучения и заканчивая развлечениями. Во-вторых, нельзя совсем лишить ребенка Интернета, поскольку он будет терять статус в группе своих же сверстников, и его начнут считать изгоем, не таким, как все. В-третьих, особенно это касается крупных городов, родители столько работают, что физически не могут уделять много времени ребенку. Нужен баланс, очень сложный, но необходимый: если Интернет - то только развивающий, под контролем родителей, больше спорта, прогулок и максимум живого общения. Тогда и только тогда наши дети не будут видеть смысл своего существования в виртуальном пространстве и заискивании перед чужим мнением.