Такой вывод следует из опубликованной госдепартаментом США официальной информации, полученной от российской стороны в результате планового обмена данными о стратегических вооружениях.
Напомним: дважды в год - 1 марта и 1 сентября - Москва и Вашингтон обязались информировать друг друга о состоянии своего ракетно-ядерного вооружения и закрепили это в российско-американском Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Этот договор, подписанный 8 апреля 2010 года президентами Обамой и Медведевым в Праге, для краткости называют "Пражским".
По нему учитываются, во-первых, все развернутые носители ядерного оружия: атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), стратегические бомбардировщики и межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования. Во-вторых - неразвернутые носители (в частности, ракеты, выгруженные из субмарин). В-третьих, отдельной строкой ведется подсчет боезарядов на развернутых носителях.
В течение десяти лет (к 2021 году) США и Россия согласились тогда сократить общее число ядерных боезарядов (у каждой стороны) до 1550 единиц и оставить на боевом дежурстве не более 800. При этом количество развернутых стратегических носителей МБР, ПЛАРБ и стратегических бомбардировщиков - должно быть уменьшено до 700 единиц.
На момент заключения договора численное преимущество по ключевым параметрам было на стороне США. То есть Вашингтон обязался сокращать свои арсеналы, а у России, напротив, оставался легальный "зазор" для обновления и пополнения своей триады сил ядерного сдерживания, которая с середины 90-х годов была под прессом разного рода проблем, ограничений и сдерживающих факторов.
На 1 апреля 2014-го, то есть спустя четыре года после заключения Пражского договора, количественный дисбаланс в ядерных вооружениях между Москвой и Вашингтоном, по сведениям Госдепартамента США, все еще сохранялся. Согласно произведенному весной этого года обмену данными, на вооружении у Соединенных Штатов стояли 778 развернутых стратегических носителей - межконтинентальных ракет, подводных лодок и стратегических бомбардировщиков, а также 1585 ядерных боезарядов. А у России - 498 и 1512 соответственно.
И вот, полгода спустя, с американской стороны зафиксирован количественный паритет. Комментариев из российских официальных источников на этот счет пока не поступало. Хотя некоторое время тому назад вице-премьер Дмитрий Рогозин дал понять, что вооружение стратегических ядерных сил России к 2020 году обновится "на все сто процентов".
В комментариях для "РГ" эксперты, связанные с ядерно-оружейным комплексом, тогда же пояснили, что обновление ядерных арсеналов - процесс естественный и даже необходимый. Поскольку гарантийные условия и сроки нахождения ядерных боеприпасов на боевом дежурстве и в специальных арсеналах куда более жесткие, чем для бомбы, торпеды или боеголовки с неядерной боевой частью.
Георгий Рыкованов, научный руководитель Российского федерального ядерного центра ВНИИТФ, академик РАН:
- Зачем России и сейчас нужны два ядерно-оружейных центра - в Снежинске и в Сарове? Мы имеем право утверждать, что высокие характеристики ядерных зарядов (максимальная мощность при минимальных массе и габарите) достигнуты только благодаря жесткой конкуренции двух федеральных ядерных центров. Эта причина остается, хотя острота проблемы уже существенно меньше.
В связи с прекращением ядерных испытаний появилась новая причина и новые задачи - взаимная экспертиза работоспособности ядерных зарядов, в которые по необходимости вносятся небольшие изменения. Что такое "небольшие"? А что будет, если небольших изменений много? Как долго можно использовать плутоний - материал, подверженный радиоактивному распаду? И это лишь небольшая часть возникающих вопросов.
Часто шутят, что в научной среде количество точек зрения больше числа ученых. Именно поэтому все возникающие вопросы должны быть исследованы, должны быть получены однозначные ответы, выработаны критерии, признанные научным сообществом. Вот это, пожалуй, и есть основная причина - необходимость независимой экспертизы. В США те же проблемы, и там также существуют две национальные лаборатории по разработке ядерных зарядов.
На сайте Госдепартамента США приведены официальные даннные о числе носителей ядерного оружия и развернутых (находящихся в войсках и на боевом дежурстве) ядерных боезарядов, декларированные Россией и США по состоянию на 1 сентября 2014 года. Число развернутых МБР, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиков: у США - 794, у России - 528; число боеголовок на развернутых носителях: у США - 1642, у России - 1643. Число развернутых и неразвернутых пусковых установок: у США - 912, у России - 911.
Подготовил Игорь Дунаевский (Вашингтон)