Противостояние водителей и эвакуаторщиков вышло на новый уровень
Напомним, что московский водитель просидел 22 часа в своем автомобиле, погруженном на эвакуатор. Константин Алтухов припарковался в неположенном месте - ближе 5 метров перед пешеходным переходом. По его словам, он зашел в магазин и вернулся через 10 минут. Его автомобиль уже был погружен на эвакуатор. Он подбежал к машине, в этот момент эвакуатор завелся. Пришлось запрыгнуть в него и уже оттуда привлечь внимание водителя. Константин был готов заплатить штраф 3 тысячи рублей, но требовал отдать ему машину на месте. Эвакуаторщик был против.
На место происшествия была вызвана полиция. Правда, сотрудники ГИБДД повели себя странно. Сначала они выписали штраф эвакуаторщику за стоянку в неположенном месте. Затем, выяснив, что за ним числятся неоплаченные ранее штрафы, оформили и это дело. Но по непонятной причине не заставили снять машину с эвакуатора, предложив участникам конфликта разбираться самим.
Это не первый случай, когда автомобиль увозят из-под носа. Но первый случай, когда автомобилисту удалось отстоять свои права на свою собственность. Более того, были случаи, когда автомобиль увозили с людьми и даже с детьми. И подобной практики стоило ожидать. Ее даже предсказывали эксперты, когда в Кодекс об административных правонарушениях вводились поправки, в соответствии с которыми оплату эвакуации возложили на нарушителя, а цены на эту услугу предложили устанавливать местным властям. Предсказания экспертов тоже появились не на пустом месте. Проходили это все уже. Почему плату за эвакуацию отменили и повесили на местные бюджеты? Потому что эвакуаторщики вели себя вызывающе, хватали все, что плохо стоит, и тащили в свои отстойники. И эта их деятельность обросла массой скандальных случаев и закончилась, как только они утащили машину не последнего чиновника московской администрации.
Сейчас при нынешнем развитии информационных технологий вряд ли они утащат автомобиль высокопоставленного лица. Сколько бы ни утверждалось, что нет никаких списков привилегированных лиц, это утверждение довольно сомнительно. Это при фотовидеофиксации в автоматическом режиме нет исключений. А для стоянки и парковки они есть. Например, льготные категории граждан, резиденты районов с платной парковкой. А там, где есть тысячи автомобилей-исключений, добавить еще пару сотен - легко!
Не последнее дело играет тариф на эвакуацию. До сих пор никто не объяснил цену в пять тысяч на легковой автомобиль. Средняя цена по Москве, если вызвать эвакуатор самостоятельно, это полторы тысячи рублей. Объяснения, что эти деньги - дополнительное наказание для водителей, несостоятельно. Никто не имеет права накладывать на водителя дополнительных наказаний, помимо тех, которые прописаны в Кодексе об административных нарушениях и наложены в соответствии с ним. И уж тем более никакие частные фирмы не должны заниматься исполнением наказания. Это государственная функция.
Почему для доставки автомобиля на штрафстоянку цена возрастает более чем в три раза? Доходность 300 процентов - об этом мечтает любой коммерсант. А в Москве эту доходность предоставили частным компаниям, выигравшим тендер на эвакуацию. И понеслась у них душа в рай. Плевать они хотели на законы и Правила дорожного движения. Но руководство всего этого хозяйства не спешит удовлетворять жалобы пострадавших. Они либо попросту их игнорируют, либо пишут отписки, которые потом наиболее подкованные граждане направляют в прокуратуру или суд. И только тогда справедливость торжествует. Но получить обратно уплаченные за вызволение своего автомобиля деньги практически невозможно.
Так в чем причина подобного поведения? А в том, что в Москве чисто гаишные полномочия наказывать за нарушения правил парковки и стоянки переданы местным чиновникам. А они делегировали их частным компаниям. Таким, как "МосГорЛогистик" - компания-владелец того самого эвакуатора, который 22 часа удерживал в заложниках водителя.
Когда контролем за исполнением Правил дорожного движения занимаются сотрудники полиции, они это делают по строгим инструкциям. Превышение полномочий или коррупция - это уголовные статьи. Но в отношении частных лиц, попросту говоря - коммерсантов, эти статьи не применишь. Поэтому и получается - ничего личного, просто бизнес. В итоге сейчас депутаты вновь заговорили о необходимости отмены эвакуации. Но отменить ее полностью вряд ли возможно. Автомобили, которые мешают проезду общественного транспорта, другим автомобилям, пешеходам, убирать надо. Но только тех, кто действительно мешает, а не всех подряд. И для этого служба эвакуации должна быть. Но работать она должна по другим принципам. И ни в коем случае она не должна быть частной, и ни в коем случае она не должна принимать решения самостоятельно. Каждый должен заниматься своими делами. Есть полиция, которой положено контролировать безопасность на дорогах, пусть она этим и занимается. Иначе это превращается в сплошную дойку автомобилистов на пустом месте.
Между тем администратор московского парковочного пространства грозит автовладельцу судебным иском. Против автомобилистов, которые препятствовали работе эвакуатора, будет возбуждено уголовное дело. Спрашивается, на каком основании? Эвакуаторщик - это сотрудник полиции, должностное лицо? Только за воспрепятствование их работе может грозить уголовная ответственность. К тому же в данном случае действия водителей можно рассматривать именно как защиту от противоправных действий со стороны неизвестных лиц.
А пока шла борьба за этот автомобиль, второй водитель в другой части Москвы при таких же обстоятельствах вступился за свой транспорт. Ему вернули машину гораздо быстрее.
Франция
Эвакуаторы - бич парижских улиц. Они имеют противную привычку появляться сразу после вызова полицейского или агента префектуры, который целенаправленно бродит по отведенному ему району в поисках нарушителей. Эвакуации подлежат только те машины, которые припарковались там, где стоянка запрещена. К примеру, на пешеходном переходе или в "коридоре", предназначенном исключительно для автобусов и такси. Если водитель успел оказаться на месте "преступления" до того, как автомобиль погружен на эвакуатор, то считай, что повезло. Он платит штраф за неправильную стоянку (35 евро), а также еще 15,90 евро за то, что был потревожен эвакуатор. Если же эвакуаторы приступили к работе, и с асфальтом расстались хотя бы два колеса "железного коня", то автомобиль отвезут на штрафную стоянку, куда следует явиться лучше всего в ближайшие три дня. В этом случае придется платить и штраф и все остальные расходы, что на круг оборачивается в сумму около 140 евро. Впрыгивать же в салон и запираться там рассматривается как сопротивление представителям правопорядка, что незамедлительно ведет к аресту и последующему малоприятному общению с судьей. Конечно, в тюрьму не посадят, если дело не дошло до мордобоя, но нервы потреплют, времени будет потеряна уйма, не говоря уже о крупном штрафе и гонораре адвоката.
Италия
На улицах итальянских городов эвакуаторы - не слишком частые гости. Правда, их редкие, но меткие "рейды", как правило, влетают в копеечку незаконопослушным автомобилистам. В большинстве своем машину в Италии грузят на эвакуатор, если она мешает уборке улицы, о чем свидетельствует специально установленный предупреждающий знак, либо стояла на пешеходном переходе или на парковке для инвалидов, или на других парковочных местах, предусмотренных для различного рода госслужащих.
В таких случаях, помимо штрафа за неправильную парковку (она варьирует от города к городу и в зависимости от серьезности нарушения и может составить от 40 до 100 евро), с автовладельца взимается также плата за услуги эвакуатора (в среднем около 70 евро). Плюс ко всему каждый день, который машина проводит на штрафстоянке, обходится еще примерно в 10 евро в день. Тем не менее ситуаций, подобных той, в которой оказался москвич Алтухов, никто, по признанию, опрошенных "РГ" итальянских автолюбителей, не только лично не оказывался, но и припомнить не смог.
Республика Корея
В Южной Корее зачастую, хотя и не всегда, владельцу автомобиля дают шанс убрать свою машину самостоятельно. Сначала под лобовое стекло неправильно запарковавшегося авто вставляют предупреждение, что через 15 минут транспортное средство будет принудительно эвакуировано, а по истечению этого времени уже начинают "собирать" нарушителей, увозя на штрафстоянку. Попытаться договориться о том, чтобы автомобиль не забирали, в принципе возможно, но это следует делать только еще на этапе оформления документов. Тогда еще водитель эвакуатора может махнуть рукой и дать убрать ваш автомобиль. Если же под вашу машину уже подвели какие-то тросы, не говоря уже о том, что ее начали буксировать, то это означает "разговор закончен - свой автомобиль заберете со штрафстоянки". И договариваться с кем-либо о прекращении транспортировки становится уже невозможным.
Подготовили Вячеслав Прокофьев (Париж), Нива Миракян (Рим), Олег Кирьянов (Пусан)