21.10.2014 10:22
    Поделиться

    Дорожникам ЦФО удалось выполнить большую часть региональных программ

    В ЦФО смогли выполнить большую часть региональных программ дорожных работ

    Дорожники ЦФО завершают сезон работ, который в большинстве областей прошел на фоне сокращения профильных фондов. Корреспонденты "РГ" выяснили, как в регионах смогли привлечь дополнительные средства, что сделали строители и за счет каких технологий им удалось сэкономить.

    Воронеж

    Снижение доходов дорожного фонда от акцизов на нефтепродукты в Воронежской области удалось компенсировать за счет транспортного налога. За первое полугодие в копилку поступило свыше 2,1 миллиарда рублей, из них полтора миллиарда - акцизы. Их сумма почти на четверть меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, что связано с массовым переходом на четвертый и пятый классы автотоплива с заниженной величиной процентной ставки. Зато объем отчислений по транспортному налогу вырос в 1,3 раза, причем недоимка заметно уменьшилась. А поскольку физлица рассчитываются по этому платежу до 1 ноября, львиная доля сборов еще впереди.

    По оценке чиновников, до конца декабря в дорожный фонд поступит 5,3 миллиарда рублей. Всего же на финансирование дорожных работ будет направлено 6,1 миллиарда - на 200 миллионов больше, чем годом ранее.

    На эти деньги следовало обновить 135 километров дорог и 15 искусственных сооружений, капитально отремонтировать два километра трассы Курск - Борисоглебск в Новохоперском районе и построить три дорожных участка в Россошанском и Панинском районах общей протяженностью 15 километров. Ремонтные работы завершены почти полностью (осталось сдать крупный мост через Хопер, считавшийся аварийным в течение 11 лет), строительные - ведутся по графикам.

    Важным событием стало заключение долгосрочных госконтрактов на строительство восточного обхода поселка Подгоренский (длиной семь километров) и реконструкцию обхода Воронежа в Рамонском районе (девять километров). Подрядчики приступили к реализации проектов, которые планируется завершить к сентябрю 2016 года.

    В областном департаменте транспорта и автодорог сообщили, что на всех крупных объектах строительства и ремонта внедряются современные технологии, позволяющие снизить общие затраты минимум на 10-15 процентов и увеличить межремонтные сроки на несколько лет. Применяется, например, холодный ресайклинг - старый асфальтобетон срезают с дороги (иногда до каменного основания), измельчают, смешивают с различными вяжущими веществами и затем укрепляют этим материалом полотно. Для повышения устойчивости асфальтобетонных покрытий к воздействию температур производят модификацию битума различными полимерами. Используют дорожники также геотекстиль и геосетки.

    Тем не менее губернатору Алексею Гордееву эффективность подхода к ремонту показалась недостаточно высокой.

    - Нечеткие стандарты позволяют недобросовестным участникам рынка применять некачественные материалы. Строительство одного километра сельской дороги обходится в 10 миллионов рублей - это безумная цифра! Так мы с вами никогда не сделаем в селах дороги с твердым покрытием. Пора окончательно вытеснить тех, кто работает, как шабашники, - подчеркнул он, поручив подчиненным изучить опыт других регионов.

    Ярославль

    Поставили под сомнение стоимость работ в дорожной отрасли и в Ярославской области. Судя по отчету совместной рабочей группы комитета облдумы по транспорту и дорожному хозяйству и общественного совета при профильном департаменте облправительства, стоимость одного километра автодорог в Ярославской области вызывает немало вопросов. Председатель общественного совета Лев Размолодин, выступая с отчетом на отраслевом думском комитете, предложил рассмотреть вопрос о формировании экономических показателей стоимости километра дорог. По его убеждению, здесь кроются существенные резервы.

    Это особенно актуально по той причине, что из-за изменения налоговых отчислений от акцизов на нефтепродукты в этом году дорожный фонд Ярославской области недосчитается более 800 миллионов рублей - такой прогноз дает региональный профильный департамент. То есть вместо запланированных в бюджете 2014 года 4,461 миллиарда к концу года в "сухом остатке" окажутся только 3,634. По словам директора департамента Алексея Андронова, чтобы свести к минимуму кредиторскую задолженность и исключить случаи заключения не обеспеченных финансированием контрактов, с торгов был снят ряд объектов. В частности, до будущего года отложена реконструкция нескольких дорог в Мышкинском, Ярославском и Борисоглебском районах и моста в Пошехонском районе.

    В итоге областная целевая программа развития сети автомобильных дорог на 2010-2015 годы за девять месяцев года по региональным дорогам оказалась выполнена на 96,6 процента, по муниципальным - на 30, а в целом - на 75 процентов.

    Современные технологии позволяют снизить общие затраты минимум на 10-15 процентов и увеличить межремонтные сроки

    Будущий год для дорожного фонда обещает быть более финансово благоприятным, несмотря на то, что в областной бюджет заложат меньшую сумму, чем год назад, - 4,268 миллиарда рублей. Но это - уже с учетом акцизных и прочих минусов.

    - Дорожный фонд следующего года формируется исходя из того, что, хотя акцизы у нас и падают на 1,3 миллиарда, есть федеральная субсидия на 869 миллионов, которая уже подтверждена. Кроме того, мы намерены направить в дорожный фонд 200 миллионов рублей штрафов за нарушения ПДД, - отметил Алексей Андронов.

    Брянск

    Снижение поступлений в дорфонд отметили и на Брянщине. Вместо 3,4 миллиарда рублей здесь соберут разве что 2,7 миллиарда, да и в этой сумме чиновники пока сомневаются. Тем не менее использовано уже 80 процентов полученных средств. Как сообщил "РГ" исполняющий обязанности начальника профильного областного управления Виктор Борысенко, в этом году пришлось вести два десятка строек, которые по различным программам финансировались из федерального бюджета. Тринадцать объектов уже введено в строй - эти трассы строили по программе развития села, для чего из казны выделили около двухсот миллионов рублей.

    - В целом же у нас 60 объектов ремонта, - рассказал Виктор Борысенко. - Конечно, потеря примерно семисот миллионов рублей сказалась. Но если финансирование останется на уровне 2,7 миллиарда, то как-то выйдем из положения. В минувшем сезоне мы соединили дорогами с твердым покрытием 15 населенных пунктов, и в целом сеть заметно поправили, покрытие улучшается. Кроме того, меняем барьерные ограждения, знаки, разметку. Предписания со стороны ГИБДД идут одно за другим, а денег на их выполнение пока не хватает.

    В этих условиях дорожники пытаются совершенствовать работу. Так, в нынешнем году проложили участок шоссе длиной 3,6 километра с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона, активнее стали применять полимерные добавки для низких типов асфальтобетонов. Они препятствуют образованию колейности, вдвое улучшая прочностные характеристики материала. Если температура воздуха достигает 37 градусов, тогда верхний слой обычного асфальта разогревается до 80, и колея просто выплавляется в черной массе. Однако с помощью полимерных добавок, которые создают каркасность покрытия, колейности можно избежать даже при высоких температурах.

    Эффективность этого метода доказал экспериментальный участок дорог в Климовском районе, где часто проходят тяжелые грузовики. Однако стоимость таких технологий высока, поэтому применяются они не так широко, как хотелось бы автомобилистам.

    Орел

    Между тем в Орловской области средства дорожного фонда будут освоены в срок и по плану, заверили корреспондента "РГ" в региональном правительстве. Чиновники утверждают, что перебоев с финансированием в текущем году не было. Более того, летом за счет областной казны власти смогли на 500 миллионов рублей увеличить объем дорожного фонда, который таким образом превысил 3,5 миллиарда. Кроме того, около 220 миллионов получили муниципалитеты - такова их доля от распределения собранных акцизов на топливо.

    Предписания со стороны ГИБДД идут одно за другим, а днег на их выполнение пока не хватает

    По информации руководителя блока инфраструктуры облправительства Николая Злобина, в конце сентября ремонтные работы шли на 102 объектах, при этом на 12 автодорогах работы уже выполнены. Чиновник отметил, что из средств дорожного фонда помимо ремонта и строительства непосредственно дорожного покрытия финансируется возведение объектов инфраструктуры. Например, специально к уборке урожая сахарной свеклы оборудовали посты весового контроля, причем два из них работают круглосуточно. По замыслу, это позволит уберечь полотно от разрушения большегрузами. Кроме того, к концу года дорожники запланировали смонтировать линии электроосвещения на региональных автотрассах протяженностью 44 километра и отремонтировать пять мостов.

    Впрочем, не обошлось без проблем. Так, в Орле многие подрядчики привычно нарушили сроки ремонта дворовых территорий, а кое-где - и технологию. Например, жители многоквартирного дома № 288 по Комсомольской буквально спасли бюджетные средства. Они не позволили ремонтникам уложить асфальт на неочищенное от пыли и грязи старое покрытие. Иначе новая дорога продержалась бы считанные недели, а потом ее снова пришлось бы ремонтировать. И таких примеров немало.

    Серьезная проблема возникла и со строительством дороги по улице Раздольной в областном центре, которую должны сделать к празднованию 450-летия Орла. В августе работа была остановлена из-за финансовых трудностей подрядчика. Гарантию столичной фирме предоставил один из банков, у которого недавно отозвали лицензию. Приемка дороги была намечена на декабрь, но теперь срок перенесут. Более того, власти рассматривают вариант с расторжением контракта и проведением новых торгов.

    В муниципальных образованиях проблем еще больше. По закону, содержание дорог здесь - обязанность органов местного самоуправления. Но поскольку их бюджеты, как правило, дефицитные, чиновники идут на уловки. Например, утверждают график ремонта на несколько лет вперед. И если поступает жалоба от жителей, отвечают: дорога включена в план работ до 2016 года. Разумеется, до этого срока график можно несколько раз переверстать.

    Пример борьбы с таким подходом подала прокуратура Покровского района, потребовавшая через суд обязать местные власти отремонтировать пришедшую в негодность дорогу. "Нормы права не связывают реализацию вопросов местного значения с наличием средств в бюджете, - говорится в решении суда. - Финансовое обеспечение полномочий и решение вопросов местного значения является обязанностью соответствующих органов муниципального образования". Теперь чиновники обязаны найти средства на ремонт, а уже как они это сделают - жителям безразлично. Как выяснилось в суде, они просили привести эту дорогу в порядок с 2011 года…

    К слову, в следующем году областные власти обещают реформировать отрасль. Согласно озвученным планам, в регионе появится единая областная дорожная служба, для которой за бюджетный счет приобретут технику. Проблема назрела: например, износ техники орловского муниципального предприятия, обслуживающего дороги, достиг 95 процентов.

    Поделиться