События "черного вторника" развивались стремительно. Политическая буря началась с интервью экс-главы МИД американскому журналу Politico, в котором он сообщил, что во время визита тогда еще премьера Дональда Туска в Москву в 2008 году российский лидер "утверждал, что Украина - это искусственно созданная страна, что Львов - польский город и что мы могли бы это вместе уладить. К счастью, Туск не ответил. Он знал, что разговор записывается". Сикорский, очевидно, целился во Владимира Путина. Но попал - в Дональда Туска. "Почему мы, а главное, мировое сообщество узнает об этом только сейчас?" - вопрошали журналисты.
Осознав свою оплошность, Сикорский начал писать в Twitter запоздалые пояснения, мол, его слова были неправильно интерпретированы, а интервью не было авторизовано. Днем глава сейма фактически совершил побег от жаждущих подробностей журналистов в парламенте, нарушив тем самым общепринятые в Польше нормы поведения государственного чиновника. А вечером принес свои извинения со ссылкой на то, что его подвела память. Впрочем, извинения были не совсем искренними. Экс-глава польского МИД признал, что его не было на московской встрече Путина с Туском, более того, что их встречи один на один вообще не было, но обратил внимание прессы, что те же самые слова президент России говорил на саммите в Бухаресте 4 апреля 2008 года.
Однако стенограмму выступления Владимира Путина в Бухаресте найти несложно. Из нее следует, что российский лидер призывает партнеров из НАТО придерживаться достигнутых ранее договоренностей и не возводить "демонизацию современной России" в ранг государственной политики. По его словам, которые цитировало, в частности, украинское агентство УНИАН, Украина - вообще очень сложное государство: "Украина в том виде, в котором она сегодня существует, была создана в советское время; она получила территории от Польши - после Второй мировой войны, от Чехословакии, от Румынии - и сейчас еще решены не все приграничные проблемы на Черном море с Румынией, от России - огромные территории на востоке и на юге страны". Далее Владимир Путин заметил, что в этой связи "нужно действовать очень-очень аккуратно". Есть разница с предложением "поделить Украину"?
В Кремле тоже не смогли припомнить вышеупомянутой встречи президента Путина с экс-премьером Туском. "Мы плохо знакомы с творчеством этого издания. В целом же эта информация похожа на "клюкву", - сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
История эта получила большой резонанс в мировых СМИ. В частности, влиятельный журнал The Economist написал: "Жалобы мистера Сикорского на предложение России поделить Украину играют на возросших в последний год польских опасениях российской экспансии. Образ сильных держав, делящих более слабые, здесь является легко воспламеняющимся: эта страна сама дважды была разделена, сначала в XVIII веке Россией, Пруссией и Австро-Венгрией, и потом в 1939 году - фашистской Германией и Советским Союзом. Теперь, втянувшись во всю эту историю, мистер Сикорский обнаружил, что его репутация рассыпалась как песок. Победитель - мистер Путин, который может забыть об одном из архитекторов волевой политики Европы в последний год, поскольку тот проявил себя как неуправляемый и ненадежный".
Экс-глава польского МИД не впервые оказался на грани краха своей политической карьеры. Будучи министром обороны, а затем иностранных дел, Радослав Сикорский не без оснований считался в Польше звездой кабинета министров. Выпускник Оксфорда, в конце 80-х - начале 90-х годов работавший заграничным корреспондентом британских изданий, он до сих пор вхож в закрытые для простых смертных политические салоны Лондона и ко многим современным британским политикам обращается по имени. Но есть у Сикорского один недостаток: для государственного чиновника такого ранга он слишком несдержан на язык. Все помнят, как в 2006 году он сравнил соглашение о строительстве газопровода "Северный поток" с пактом Молотова-Риббентропа. Досталось от Сикорского и американцам. Несколько лет назад перед визитом главы польского МИД в США издание Financial Times напомнило шутку Сикорского о том, что "у президента Обамы есть польские корни - его предки съели польского миссионера".
Экс-премьер Польши Дональд Туск, по свидетельствам соратников, был довольно мягким главой правительства и не слишком налегал на партийную дисциплину. Без последствий остался даже громкий скандал с публикацией в июне этого года в польском журнале Wprost частной беседы тогда еще главы МИД Польши с экс-министром финансов Яцеком Ростовским, в котором Сикорский, не стесняясь в выражениях, сказал примерно следующее: "Ты же знаешь, что польско-американский союз ничего не стоит. И даже вредит, потому что создает Польше ошибочное чувство безопасности… Поссоримся с немцами, с Россией и будем считать, что все отлично, потому что мы сделали одолжение американцам. Неудачники. Абсолютные неудачники".
Но новый премьер Польши Ева Копач оказалась не в пример суровее к своему преемнику на посту спикера сейма. По данным местного телеканала TVN24, это она поручила подчиненным поднять все служебные записи и установить, имела ли место встреча с глазу на глаз Владимира Путина с Дональдом Туском в ходе визита польского премьера в Москву в 2008 году. Когда оказалось, что такой встречи не было, Ева Копач созвонилась с самим Туском, который, по некоторым данным, даже потребовал отставки Сикорского, если тот не объяснится по поводу этого интервью, после чего премьер-министр провела дисциплинарную беседу с Радославом Сикорским. Среди крупных оппозиционных партий Польши вчера наблюдалось поразительное единение: все жаждали его отставки.