Сергей Владимирович, некоторые депутаты и организации, в частности Лига безопасного Интернета, давно лоббируют внесение поправок, которые обяжут операторов ввести семантическую фильтрацию интернет-контента, причиняющего вред здоровью и развитию детей. Операторы считают, что такие поправки неэффективны и чрезвычайно затратны. И потом, разве не Дума приняла сравнительно недавно законы о связи и о защите детей от вредной информации или все же о чем-то забыли?
Сергей Железняк: Нельзя запретить людям думать и предлагать те или иные новеллы. Важно любой вводимой норме закона дать возможность поработать, чтобы накопить объективную правоприменительную практику. Я был бы рад, если бы технологии позволяли уже сейчас осуществлять эффективную семантическую фильтрацию без значительных процессинговых и финансовых затрат, но такого решения пока не знаю. Более того, целая часть злоупотреблений может находиться вне сферы семантического анализа. Поэтому считаю, что должна быть профилактика нарушений с социально ответственными участниками отрасли, развитие саморегулирования интернет-сферы, которое объединит добросовестных участников и выработает кодекс правил, которые будут даже шире и оперативнее законодательного регулирования.
Сами компании должны иметь меры воздействия на тех, кто ведет себя недостойным образом, разрушая репутацию отрасли в целом. Если же говорить о программно-технических решениях, мне очень нравится предложение ряда общественных организаций изначально устанавливать на все компьютеры программное обеспечение с включенным "детским" фильтром. В том случае, когда совершеннолетний пользователь захочет получать взрослый контент, он самостоятельно отключит фильтр, введя пароль. Таким образом, можно будет эффективнее оберегать детей от специфического контента, вредного для их психики и здоровья.
Правительство внесло в Думу поправки к антипиратскому закону, владельцы сайтов должны будут указывать свою контактную информацию. Эксперты считают это избыточным, поскольку требование идентификации владельца уже содержится в Законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кроме того, Роскомнадзор и так вправе закрыть доступ к любому сайту по запросу правообладателей в случае, если на нем была незаконно размещена и не удалена в установленные сроки их интеллектуальная собственность. Об этом что думаете?
Сергей Железняк: Те права, которые есть у Роскомнадзора как у регулятора, касаются пресечения доступа к материалам, нарушающим действующее законодательство. Закрытие доступа к информационному ресурсу в целом - это исключительный случай, когда ресурс намеренно и неоднократно нарушает требования законодательства. Предложение правительства касается взаимодействия пользователей и правообладателей с владельцами ресурсов напрямую. Вопрос может быть решен через саморегулирование интернет-отрасли.
На этой неделе РБК распространило информацию, что ваш комитет добивается увеличения финансирования и штатной численности Роскомнадзора, отвечающего за информационную безопасность. Нашим СМИ еще что-то угрожает, вы их еще недостаточно обезопасили?
Сергей Железняк: Обязанности, которыми наделяли Роскомнадзор, осуществлялись без дополнительного финансирования. Объем работы возрос, и мы обещали это учесть. Речь идет о сравнительно небольших средствах - несколько десятков миллионов рублей для организации рабочих мест и деятельности сотрудников Роскомнадзора. Это абсолютно оправданные затраты, которые помогут повысить эффективность взаимодействия регулятора с гражданами и организациями, а также с участниками отрасли. Когда, например, речь идет о защите интеллектуальной собственности, авторских прав, то каждый час промедления после выхода премьеры фильма, новой книги или нового музыкального произведения серьезно уменьшает возможность правообладателей получить доход от произведений, попадающих в руки интернет-пиратов. Оперативность регулятора в пресечении детской порнографии, распространения информации о способах суицида или о наркотических средствах, также жизненно необходима.
А что вы как один из руководителей Думы и самой крупной партийной фракции думаете о санкциях, которые Запад вводит против России? Законны ли они? Как долго продлятся? И, самое главное, насколько сильно они отразятся на жизни большинства наших граждан?
Сергей Железняк: Разумеется, введенные против России санкции являются нелогичными, неэффективными и незаконными. Согласитесь, выглядит странно, когда наши западные оппоненты говорят нам о ценностях свободного рынка, свободы слова, свободного перемещения товаров, капиталов и т.д. и одновременно ограничивают с нами торговлю, отказывают в кредитах, закрывают возможности для деятельности наших СМИ и журналистов, прекращают совместные бизнес-проекты и даже отказываются от действующих контрактов. И все это лишь за то, что мы не соглашаемся с безнаказанным уничтожением братского нам народа, выступаем против неонацизма, призываем международное сообщество не допустить силового разрешения конфликта между Украиной и Новороссией, требуем действовать в соответствии с нормами международного права, расследовать те страшные преступления, которые стали достоянием общественности и которые вызывают шок у любого цивилизованного человека. Очевидно, что инициаторы санкций преследовали не только экономические, но и политические цели, пытаясь расколоть наше общество и настроить те или иные группы граждан против руководства страны. В первую очередь часть управленческой бизнес-элиты, которая привыкла жить в гораздо более комфортных условиях, чем большинство наших граждан. Однако западные идеологи просчитались, они оказали своим правительствам медвежью услугу, по сути консолидировав российское общество. Западные эксперты рассчитывали, что именно выгода является движущим мотивом для наших граждан, но оказалось, что большинство россиян ни за какие деньги не готовы отказаться от собственных взглядов и убеждений.
Совершенно очевидно, что Запад еще в большей степени, чем мы, не готов к длительным санкциям, потому что санкции лишают страны, которые их вводят против нас, возможностей развивать сотрудничество во многих областях. Кроме того, чувствительность людей, которые живут в Европе и США, к негативным изменениям гораздо выше, чем у наших граждан. Из-за трансформаций, которые пережила наша страна в последние десятилетия, мы обладаем гораздо большей стрессовой устойчивостью к кризисным явлениям. Поэтому я предполагаю, что на Западе уже сейчас ищут возможности для постепенного свертывания санкций и перехода к взаимодействию. Без России невозможно справиться с такими бедами, как международный терроризм, эпидемии, экономический и социальный хаос на Украине.
Вместе с тем санкции послужили стимулом, пускай вынужденным, для того, чтобы серьезно заняться совершенствованием структуры нашей экономики, максимально использовать имеющиеся ресурсы для всестороннего развития регионов, инфраструктуры, обрабатывающих отраслей промышленности, внедрения инновационных технологий производства. Степень добавленной стоимости в итоговом продукте на порядки выше, чем в сырье. И Россия, конечно же, обладает всеми возможностями для того, чтобы этот потенциал в полной мере реализовать. Это в свою очередь отразится и на качестве жизни людей, существенная часть добавленной стоимости в виде налоговых поступлений и зарплат будет распределяться внутри общества с тем, чтобы каждый россиянин смог ощущать пользу от положительных изменений, происходящих в нашей стране. Проблем еще очень много, но только мы сами, объединившись, можем их решить. В добрых импортных мистеров, желающих облагодетельствовать нашу страну, сделать нас сильнее и независимее, верить может только оторванный от реалий жизни человек.
Продолжение беседы читайте в ближайшем номере "Российской газеты"