Виктор Ан: В Москве я никогда не скучаю

В гостях у "РГ" побывали хозяева московского чемпионата мира 2015 года по шорт-треку знаменитый Виктор Ан, который на Играх в Сочи выиграл три золотые медали для сборной России, а также президент союза конькобежцев России Алексей Кравцов.

Надо раньше выезжать

Виктор, мы видели вас много раз во время пресс-конференций на Олимпийских играх. И каждый раз вы были несколько, порой даже очень, напряжены. А сейчас - спокойны, расслабленны, приветливы.

Виктор Ан: В Сочи, сами понимаете, приходилось немного обременительно, сложновато. Игры - это такие переживания. Мне хотелось сосредоточиться только на соревнованиях. Я пытался не слишком отвлекаться на комментарии журналистам.

И это у вас прекрасно выходило. Вот вопрос нашего собственного корреспондента в Республике Корея Олега Кирьянова, который много о вас писал и еще напишет: "Что больше всего вам нравится в России и что больше всего не нравится?"

Виктор Ан: Летом в Корее сложно тренироваться - очень влажно. Потому и силы восстанавливаются очень трудно. Погода летом в России намного лучше. Но когда я впервые приехал сюда, испытывал, конечно, дискомфорт. Может, оттого, что и знал я о стране мало. Совсем не понимал по-русски. Жил один. Вот такие были трудности. А теперь уже многому научился. Жена возле меня, и сейчас проблем почти нет.

4 медали завоевал на Олимпиаде в Сочи Виктор Ан - три из них золотые, а еще одна бронзовая

Но есть же что-то, что в России вам не по душе?

Виктор Ан: Конечно. И тут я не буду оригинален. Я вообще-то не часто езжу на машине, но каждый раз, когда сажусь за руль, попадаю в пробки.

К нам вы приехали на своем авто и вовремя.

Виктор Ан: Хотя снова стоял в пробке. Но теперь я научился с ними бороться.

Да? Поделитесь опытом?

Виктор Ан: Надо раньше выезжать.

Водите "Мерседес", который вам подарили за олимпийские победы?

Виктор Ан: Да, это та самая машина.

А ее водителя в России узнают?

Виктор Ан: Чуть реже, чем когда только закончились Олимпийские игры, но все равно узнают.

И полицейские тоже?

Виктор Ан: Случился момент, когда дорога показалась мне запутанной, непонятной.

Что-то нарушили?

Виктор Ан: И полицейские меня узнали. Но с дорогами осваиваюсь, как и со всем остальным. Недавно на машине ездили с женой в Белоруссию.

И как встретили наши братья-белорусы?

Виктор Ан: Мы ездили туда тренироваться, и всю нашу команду по шорт-треку приняли очень тепло. Мне запомнилось, что город Минск - очень чистый.

Чище, чем Москва?

Виктор Ан: Мне так показалось. И людей не так много. Там спокойно.

Медаль от Шойгу

Виктор, давайте перейдем к спортивным темам. Есть такая традиция: каждый спортсмен в России выступает за свое общество. Как с этим у вас?

Виктор Ан: Мой клуб - ЦСКА.

У нас спортсменам и звания присваивают. Старший лейтенант или капитан Ан - звучит неплохо. Не думали об этом?

Виктор Ан: (Улыбаясь.) Все возможно. Армейцы наградили меня медалью "За укрепление боевого содружества". Вручал ее мне лично министр обороны Сергей Шойгу.

Традиционный вопрос: сколько часов в день тренируетесь?

Виктор Ан: Два раза в день, обычно шесть часов.

Не становятся ли с годами тренировки труднее, мучительнее?

Виктор Ан: Да, и что я устаю - естественно. Так с возрастом у всех. Становлюсь немного слабее физически. Но важно, чтобы спортсмен сам умел бороться с такой усталостью. Некоторое отсутствие сил можно восполнить своим опытом.

И тут в разговор вступил президент Союза конькобежцев России (СКР) Алексей Кравцов: "Я хотел добавить, что Виктор - очень скромный человек. На самом деле он о себе многого не договаривает. Помимо того, что спортсменам трудно переносить огромные нагрузки, Виктору, особенно в период первых стартов, всегда приходится преодолевать настоящую боль. Она еще от тех прежних серьезных травм. Представляете, как трудно поддерживать форму в течение всего сезона".

Виктор, эти старые травмы беспокоят?

Виктор Ан: Когда тренируюсь, они не дают о себе забывать. Но травмы не в таком состоянии, чтобы требовалась операция. Да, боль немного ощущается, поэтому я слежу за этим исключительно внимательно.

А что болит?

Виктор Ан: Колено.

Помогают российские врачи? Или используете какие-то традиционные корейские методы?

Виктор Ан: Прохожу исследования, сдаю анализы в российской больнице.

А к корейским врачам обращаетесь?

Виктор Ан: Нет.

Молодым всегда подсказываю

В чем мотивация? Ведь уже столько всего выиграно-навыиграно. Хотите порадовать жену, Россию, Кравцова, нас- ваших болельщиков?

Виктор Ан: Когда я впервые приехал в Россию, у меня было несколько мотиваций. Одна из самых главных - снова стать участником Олимпийских игр. Президент федерации доверил мне, пригласил, но сначала я не показывал лучших результатов: физически был не готов. И скопилось много переживаний о будущем, о моих перспективах. Но каждый раз меня поддерживали, настраивали. Кажется, благодаря именно этому я сумел достичь своих лучших результатов. Считаю, будет нелегко выйти одним из победителей новых Олимпийских игр, но в 2015-м в Москве - чемпионат мира по шорт-треку. И для меня это один из важнейших турниров.

Виктор Ан: В 2015 году в Москве пройдет чемпионат мира. Для меня это один из важнейших турниров.

На трибунах за вас всегда переживает много хорошеньких болельщиц. Жена по этому поводу не беспокоится?

Виктор Ан: Нисколько. Она к этому уже привыкла.

Супруга будет принимать российское гражданство?

Виктор Ан: У нее есть вид на жительство.

Сборную по-прежнему тренирует француз Себастьян Кросс. А вам при всем громадном опыте нужен тренер?

Виктор Ан: Когда ты уже в сборной страны, тренеру сложно внести в подготовку много изменений. Но все равно спортсмены должны доверять тренеру.

Кто помогает вам в сборной? Кросс?

Виктор Ан: И Себастьян тоже. Вся наша команда получает поддержку, поэтому и развивается.

А вы сами подсказываете коллегам по сборной что и как?

Виктор Ан: Во время соревнований бывает. И так как я более опытный, по сравнению с ними, то если ребята задают вопрос, я на него в какой-то мере отвечаю. Или приезжаем на международный турнир, а там соперники - корейские спортсмены. Елистратов или Григорьев спрашивают.

И вы подсказываете?

Виктор Ан: Всегда.

Принять сто грамм? Могу

А как насчет других видов спорта? Что-нибудь еще нравится, кроме шорт-трека?

Виктор Ан: Футбол, бейсбол, большой теннис.

Москва, долгий зимний холодный вечер. Бывает ли так, что приходит тоска?

(Переводчик долго объясняет Виктору что такое тоска. - Авт.)

Виктор Ан: Россия тоски не вызывает. Конечно, погода влияет на настроение человека. Хотя зима в России долгая, но мне она нравится.

Можете ли вы сказать: я в Москве не скучаю?

Виктор Ан: Могу. Я никогда не скучаю.

Есть ли у вас товарищи из московской корейской общины?

Виктор Ан: Есть один такой человек - Ким Алексей Робертович.

Алексей да еще и Робертович. Это точно московский.

Виктор Ан: Он нам очень помогает с ремонтом.

А среди русских обзавелись знакомствами? Или это только те ребята, с которыми вы дружите по шорт-треку?

Виктор Ан: Это спортсмены из сборной команды и знакомые, с которыми я через них познакомился. С другими пока особых отношений нет.

С кем больше всего сдружились?

Виктор Ан: С Русланом Гончаровым и Семеном Елистратовым.

Представьте, кто-то из них женится. На свадьбу вас пригласят?

Виктор Ан: Думаю, пригласят.

Пойдете?

Виктор Ан: Конечно.

А сто грамм выпьете?

Виктор Ан: Да, я могу.

Можете себе позволить иногда по чуть-чуть?

Виктор Ан: Когда заканчивается сезон, но именно чуть-чуть.

Трудности перевода

Виктор, рядом с вами еще один наш гость - Алексей Юрьевич Кравцов, президент Союза конькобежцев России (СКР). Как вы познакомились? Кто кого нашел? Кто кому позвонил?

Виктор Ан: Мой отец связался с Российской Федерацией шорт-трека.

Алексей Кравцов: Тогда, в 2010 году, я занимал пост президента СКР, а шорт-трек еще оставался в компетенции отдельной ассоциации.

Виктор Ан: И когда объединились, президент Кравцов пригласил меня в Россию. И мы сюда перебрались.

Можно ли сказать, что это один из самых близких для вас в России людей?

Виктор Ан: Бесспорно, и Евгений Кургуньян - начальник нашей сборной.

А когда познакомились, говорили по-русски или по-английски?

Виктор Ан: Тогда через переводчика Марину. Она знает и корейский, и английский - это помимо русского. Очень она нам помогла. Это человек, который обеспечивает общение, Марина - последняя в цепочке, и это такое важное для нас звено.

Алексей Кравцов: Марина не просто переводчик. Она учила Виктора русскому языку и английскому тоже. Английский поначалу не очень получался, и Марина его подтягивала. Была всегда рядом и оставалась, если честно, единственным для Виктора каналом общения с нами. И Марина действительно сыграла важную роль в успехе всей нашей операции. Она передавала именно то, что требовалось. Потому что знаете, как бывает. Всегда очень опасно, когда переводчик накладывает свое восприятие ситуации на то, что он переводит.

Хедлайнер Ан

Алексей Юрьевич, сочинская Олимпиада стала для нас триумфальной именно в шорт-треке. А как обстоят дела сейчас? Впервые чемпионат мира по шорт-треку в Москве. Раньше только разок давным-давно провели первенство Европы в Питере, и замолкло.

Алексей Кравцов: Тогда и про шорт-трек у нас мало кто знал. А Питер - это как раз то место, где шорт-трек в России зарождался. И вот мировое первенство - очень важное для нас событие, хотя мы уже проводили Кубок мира в Коломне и формат нового первенства там опробовали.

Это будет в "Олимпийском"?

Алексей Кравцов: В "Крылатском" - это конькобежный стадион, и мы поставим трибуны прямо на лед, чтобы максимально приблизить зрителей к спортсменам.

Не будем кривить душой: народ пойдет в основном на Виктора Ана, ведь так?

Алексей Кравцов: Виктор, безусловно, станет хедлайнером нашего чемпионата. Но не стоит зацикливаться только на этом. Болельщики придут поддержать сборную.

Сейчас много говорят о новой восходящей звезде шорт-трека Софье Просвирновой. На Олимпиаде она выступила скромно, но на первых стартах нового сезона выиграла все что можно.

Алексей Кравцов: В Сочи мы от нее многого и не ждали, Соне 17 исполнится только в декабре. Исключительно талантлива.

И сможет превзойти нашу самую успешную в шорт-треке Татьяну Бородулину?

Алексей Кравцов: Теперь условия в сборной не сравнить с теми, в которых в расцвете сил выступали и Таня Бородулина, и та же Нина Евтеева. Скинь они по десять лет и, возможно, сейчас бы добились большего. Впрочем, у Тани - ей 29 - еще есть время, а вот Нина в 31 выступать закончила. Шорт-трек - спорт молодых. После 30 в нем, как правило, делать нечего.

Давайте о мужской сборной. Помимо Ана и эстафеты, на кого еще можем рассчитывать?

Алексей Кравцов: Вся наша олимпийская команда, все пять ребят имеют шансы войти в призеры на любой дистанции. Возьмите того же Семена Елистратова, который постепенно набирается опыта. Раньше ему этого не хватало. Важно ведь участвовать в финалах крупных соревнований. Сейчас у Елистратова финальных забегов все больше. Почему я делаю такой акцент на финалах? Одно дело бежать в отборе, или даже полуфинале, другое - в финале. Цена ошибки несоизмеримо выше. С опытом приходит умение правильно выбрать тактику и стратегию. Посмотрите на Виктора. У него в голове всегда заготовлено несколько вариантов развития гонки. Вы же понимаете, решение на льду нужно принимать мгновенно. Побеждает тот, кто делает это быстрее.

В сборной сменили психологию

Вы уже сказали, что условия стали лучше. За счет чего?

Алексей Кравцов: После фиаско в Ванкувере многое в нашем спорте изменилось. В первую очередь мощную поддержку всем федерациям, в том числе и нашей, оказало министерство спорта. В 2011 году мы получили в полное распоряжение тренировочный комплекс в Новогорске. С помощью минспорта и Олимпийского комитета дооборудовали комплекс, например, установили различные системы, которые позволяют вести фото- и видеосъемку, проводить аналитическую работу... С точки зрения материально-технического обеспечения, медицинского сопровождения мы оказались не просто наравне с ведущими сборными мира, но даже в чем-то их превзошли. Это помогло в полной мере раскрыть потенциал наших ребят. В самой сборной была произведена серьезная переоценка ценностей.

Алексей Кравцов: По медицинскому и материальному обеспечению сборная России одна из ведущих команд мира

В чем она заключалась?

Алексей Кравцов: Это касается не Виктора, а спортсменов, которые в сборной уже давно. У них ведь как было: самый важный турнир - чемпионат России. Есть еще некий чемпионат Европы, там, если повезет, тоже можно что-то срубить. Это при том, что в европейских соревнованиях не принимают участие четыре сильнейшие команды мира. А все остальное - пустая трата времени. Люди ездили на чемпионаты мира культурно проводить время: три минуты позора, зато потом делай что хочешь. Преодолеть эту психологию, объяснить, что чемпионат мира, Олимпиада - вот главные старты, а все остальное лишь подготовка к ним, было очень непросто, пока ребята сами не поверили в свои силы. Сегодня настрой совершенно другой: на чемпионат мира хотят все. Все понимают, что есть шанс победить, и победы уже есть на Европе, на мировых первенствах.

Вы свои деньги в шорт-трек вкладываете?

Алексей Кравцов: Куда без этого. Только не свои деньги, а деньги компании, которую я основал еще 25 лет назад.

Чем занимается ваша компания, если не секрет?

Алексей Кравцов: Секрета никакого нет. Наша специализация - информационные технологии, занимаемся информационной безопасностью.

Лопата у нас уже есть

Есть ли в наше время перспективы у руководителя спортивной федерации, не имеющего за собой определенных финансовых гарантий, продвинуть свой вид спорта. Или в сегодняшних реалиях без этого никуда, каким бы хорошим спортсменом или тренером в прошлом ты ни был?

Алексей Кравцов: Материальная база, возможность поддерживать свой спорт из собственных ресурсов у президента федерации должна быть. Это необходимое условие, хотя и недостаточное. Не считаю, что глава федерации обязательно должен быть тренером или спортсменом. Его основная функция - организовывать. В этом плане у него много общего с президентом любой процветающей компании, задача которого привлечь профессионалов, создать условия для работы и поддерживать баланс сил, интересов и принимать максимально беспристрастные решения. После Ванкувера-2010 в управление федерацией пришли люди не из мира спорта, но имеющие за плечами большой опыт управленческой и организаторской работы. Я был избран президентом до Ванкувера, но формально тоже был новым человеком. Наличие определенного карт-бланша помогло нам в максимально короткие сроки выстроить эффективную структуру. Разумеется, Олимпиада в Сочи стала мощнейшим потрясением, пиковой точкой, но сейчас эмоции отступают, и мы видим, что структура осталась. Структура, которая реально может работать и давать результат в следующем цикле. Образно говоря, чтобы копать, нужна лопата. Лопата у нас есть, есть и ведерко. Теперь можно копать и анализировать получившиеся куличики.

Давайте немного поговорим о вас. Как ваша семья относится к вашей деятельности в федерации? Наверняка помогло то, что ваша жена, Юлия Бордовских, - известный телекомментатор.

Алексей Кравцов: Вы правы. Юля безоговорочно меня поддерживала. Надо отдать ей должное: она ощутимо помогла мне в моем становлении как президента СКР. Во-первых, морально. А во-вторых, у нее обширный круг связей. Можно сказать, она помогла мне быстрее войти в мир спорта.

Не возражала, когда вы пошли на второй срок?

Алексей Кравцов: Для меня это было очень непростое решение. Вот если бы в коньках на сочинской Олимпиаде мы добились большего... Я считаю, мы там свое недобрали. Должно было быть "золото" у Ольги Фаткулиной на тысяче метров, где она стала четвертой. Рассчитывали на победу Дениса Юскова на полуторке. Если бы все сошлось, тогда бы я, может, и ушел. А так осталось ощущение недосказанности. И я решил попробовать еще один раз.

Досье "РГ"

Виктор Ан (Ан Хен Су) родился 23 ноября в Сеуле. В составе сборной Южной Кореи по шорт-треку 18 раз становился чемпионом мира и трижды завоевывал олимпийское "золото". В 2011 году из-за конфликта с корейским союзом конькобежцев принял гражданство Российской Федерации и стал выступать за сборную нашей страны. В составе российской национальной команды Виктор Ан выиграл два "золота" на чемпионате мира и стал триумфатором Олимпийских игр в Сочи.