"Двоек" за это тестирование никто из школьников не получит. Но, как ожидается, результаты работы помогут уже через несколько месяцев увеличить число отличников и хорошистов во всех классах каждой школы.
- Это ни в коем случае не ЕГЭ, это Национальное исследование качества образования (НИКО), - предостерег от напрашивающихся аналогий руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. - На ЕГЭ мы выясняем, на что способен конкретный выпускник. У сегодняшнего исследования задача другая - понять, где и какие проблемы есть с преподаванием математики в младших классах средней школы. Как показал анализ работ на ЕГЭ, очень многие ошибки старшекласников возникли из-за того, что в 5-7 классах они не смогли понять и разобраться с какой-то темой, из-за этого у них возникли проблемы в выпускных классах.
Рособрнадзор давно просил не воспринимать ЕГЭ как инструмент оценки качества образования. Обещали для его измерения вывести другие показатели. Одним из них и должно стать НИКО.
Главная задача - собрать объективные данные, поэтому запугивать санкциями и увольнениями никого не стали. Ребята сдают работы без личных данных, бланки (очень похожие на те, что используются на Едином) проверяет компьютер и независимые эксперты. Учитель может потом посмотреть, как и кто из его подопечных справился с заданием, но использовать эту оценку можно только для поощрения тех, кто справился с работой успешно.
- Мы посмотрим, в каких регионах есть какие проблемы, местные управления образованием поймут, с чем у ребят наибольшие сложности, и примут управленческое решение, - объяснил Сергей Кравцов. - Самое простое - это уволить директора. Я очень надеюсь, что никто не пойдет по этому пути. Наоборот, подскажут и помогут отстающим, изменят программу на курсах повышения квалификации педагогов. Судить о качестве работы можно только по динамическим показателям. Следующее проверка по математики для 5-7 классов в рамках НИКО пройдет через три или четыре года. Тогда уже можно будет оценить изменения и делать серьезные выводы.
В исследовании участвуют около 500 школ со всей страны. Их отобрали в Рособрнадзоре, проследив, чтобы в выборку попали и лицеи с гимназиями, и сельские школы, и самые средние городские. Чиновникам надо собрать информацию о том, как на самом деле умеют считать ученики.
- Мы учли то, что ребята учатся по разным программам и учебникам, все задания сформулированы максимально простым, общедоступным языком, - рассказал директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. - Причем не только детям, но и родителям. Чтобы мама и папы тоже заинтересовались математикой и, если у ребенка есть какие-то поблемы, не отмахнулись от них как от ненужных сложностей, а помогли разобраться. В работу вошли задания на умение считать, понимать текстовые задачи, умение анализировать информацию - это вроде бы и не "чистая математика", но без этих умений разобраться в чем-то довольно сложно. Еще есть примитивная прикладная геометрия, задания с "нестрогими условиями". Удивительно, но в средней школе многие ученики все еще путают понятия "до" и "после". Они тоже вошли в наши задания. Я надеюсь, что мы не только узнаем, как и где учат одному из самых важных предметов, но и сможем еще раз объяснить обществу, насколько важно получить хорошее математическое образование. Насколько это увлекательное и совсем не занудное дело.
Вслед за математикой ребята покажут свои знания в русском языке: всероссийская контрольная у четвертых классов намечена на апрель 2015 года. Через год ученики 8-9 классов покажут свои знания в информатике и компьютерных технологиях. Следом, скорее всего, состоится НИКО по истории.