Почти десять лет мэрия потратила на то, чтобы Екатеринбург перестали воспринимать исключительно как место гибели последнего русского царя, и добилась определенных результатов: по статистике заявок в такси среди культурных объектов лидирует граница Европы и Азии. Город удивляет гостей динамикой развития, однако иностранцы, собираясь в поездку, часто не могут сказать, куда именно едут.
Для большинства россиян образ Екатеринбурга до сих пор связан с заводами и памятниками конструктивизма, хотя, как уверяют в администрации, ассоциативный ряд за последнее время заметно расширился. В частности, в нем появилась Expo-2020. Продвижение мегаполиса на международном уровне пошло ему на пользу: официальный сайт Екатеринбурга недавно был признан Союзом российских городов лучшим среди сайтов муниципалитетов страны. По словам заместителя начальника информационно-аналитического департамента горадминистрации Александра Иванова, ежедневно ресурс посещает 21 тысяча человек. На именные страницы города "ВКонтакте" и Твиттере подписано 10 тысяч пользователей, в Фейсбуке - 7 тысяч.
В 2014 году сайт городской информационно-туристической службы пережил апгрейд. Год понадобится, чтобы наполнить его актуальными данными по музеям, создать перекрестные ссылки на базу отелей, общепита. Новые сервисы станут дополнением к уже работающим: календарю событий, аудиогиду по "красной линии", экскурсиям на восьми языках, QR-кодам на зданиях и т.п.
Однако журналисты и общественники скептически отнеслись к приведенным чиновниками цифрам. По мнению представителей бизнеса, люди ищут в Сети не справочник, а ответ на простой вопрос: "Что посмотреть в городе Е?" Чтобы путешественники ассоциировали Урал не с дымящими трубами, а чем-то другим, необходимо наладить крепкую связь с сайтами Rata-news (новости турбизнеса от РСТ), Календарь событий.рф, федеральной премией "Маршрут года".
- Почему нас не видят турфирмы? Потому что воспринимают как конкурента, хотя мы оказываем лишь консультационные услуги, бесплатно выдаем карты туриста и путеводители. Более того, участники рынка отказываются размещать ссылки на наш портал на своих сайтах. Продвижением приходится заниматься своими силами, - попыталась отбиться от критиков Анна Байчибаева, директор МБУ "Столица Урала".
- Мало создать портал, надо оценить свежим взглядом, понятен ли он людям, живущим не в нашем контенте, - замечает Тина Гарник, партнер в агентстве "Культурный PR". - Нужно работать с Интернетом не только как с площадкой для вещания, но и как с инструментом интерактивного взаимодействия с населением. Сегодня Екатеринбург очень слабо представлен на туристических, кулинарных и других подобных форумах, между тем ими пользуется весь мир.
Вторая ошибка властей, по мнению экспертов, заключается в том, что они занялись разработкой имиджа Екатеринбурга, не определив целевую аудиторию. Ориентироваться исключительно на въездной туризм - заведомо невыгодная стратегия. Массового туриста Екатеринбург вряд ли дождется, ведь только перелет из Европы и обратно обходится в 30 тысяч рублей. Бизнес-туристы приезжают с конкретными целями. А вот местные жители - самая благодарная и быстрорастущая аудитория. Только на городской новостной портал ежедневно выходит полмиллиона человек.
- Был неплохой опыт информирования населения перед саммитом ШОС в 2009 году: что будет, где и когда, зачем перекопана та или иная улица. Не надо вынуждать людей заходить на какие-то ресурсы, вся информация должна быть в соцсетях. Почему бы администрации города не "подружиться" со всеми екатеринбуржцами, которые есть в Интернете? - задается вопросом предприниматель Александр Меренков.
То, что соцсети сегодня формируют не только информповестку, но и имидж территории - неоспоримый факт. Минувшим летом известный блогер Илья Варламов вызвал настоящую бурю на просторах уральского Интернета. Прибыв инкогнито, он два дня перемещался по Екатеринбургу на велосипеде, фиксируя на фотокамеру все подряд, а потом опубликовал свои наблюдения. В интерпретации Варламова Екатеринбург хороший - это небоскребы, небо без лишних проводов и рекламных растяжек, один из лучших аэропортов в стране, чистые дворы и патриотичные люди. Вместе с тем город показался ему безликим: "С одной стороны, чувствуются столичные амбиции, с другой стороны, видна голая задница. Вроде бы есть историческая застройка, но это отдельные памятники, которые затерялись среди бездарного новостроя. Вроде бы есть небоскребы, но и они стоят очень странно, совершенно случайно, никак не формируя образ города. Видно, что стараются заниматься благоустройством, но и оно какое-то непродуманное и часто нелепое…"
Хлесткие фразы задели за живое. Люди возмущались, почему визитер ничего не сказал, например, про Иннопром, уральский рок, театры и перфомансы уличных художников.
- У Варламова 2,5 миллиона подписчиков в ЖЖ, но он уроженец других мест, не факт, что его мнение в нашу пользу. Если в соцсетях активно продвигать культурные мероприятия, размещать фотоотчеты, обсуждать, что происходит в городе, можно сформировать о нем представление не только как об инвестиционном центре, - рассуждает директор по развитию бизнеса ГК "Ньютон" Татьяна Хижнякова.
Богдан Кульчицкий, главный редактор портала 66.ru:
- Почему-то мы хотим быть Европой, хотя Екатеринбург - это горнозаводская цивилизация, город мастеров, что-то совершенно загадочное, непредсказуемое, где культура развивается в связке с промышленностью. Инвестору здесь должно быть в первую очередь комфортно с точки зрения деловой среды, а уж чем занять досуг, он сам найдет. Например, своего испанского друга я повез на стеклозавод выдувать вазы. "Человек-паук" Алан Робер был под сильным впечатлением от скалолазов, которые тренировались на Чертовом городище. Екатеринбург - это город-сюрприз.