Леонид Брежнев обожал погонять, но был дисциплинированным водителем
Меткий стрелок во главе эскорта
Для контроля за ситуацией на 152-километровой магистрали Симферополь (Аэропорт) - Ялта - Форос в 1969 году и был создан отдельный дивизион дорожного надзора. Первым его командиром был полковник милиции Азамат Лысяков. До этого он - стрелок и автомобильный ас, уже зарекомендовал себя на сопровождении Хрущева, проработав 8 лет в ГАИ.
- Тогда Брежневу к самолету подгоняли "Чайку", - рассказывает Азамат Георгиевич, возглавлявший отряд 17 лет. - А у нас поначалу никаких машин не было. Я за ним на мотоцикле везде мотался! На сопровождение лично подбирал ребят, как космонавтов. Все у меня были ростом не ниже 175 см, асы в вождении, политически подкованные, многие с фронтовым опытом. Один из них даже в Параде Победы участвовал - фашистское знамя бросал на брусчатку у Мавзолея, в 17-м ряду был. И мне же тоже надо было перед ними человеком быть, прежде чем что-то требовать.
С созданием дивизиона Москва стала радовать "эскортников" новой техникой. Сначала командир и его зам получили в служебное пользование две "Волги" ГАЗ-21, а сопровождение - ижевские белые мотоциклы с коляской, усиленные двигателями К-750. На колясках - хромированные фары от 21-й "Волги". К середине 70-х автопарк дивизиона стали укомплектовывать "дублерками" - "Волгами" ГАЗ 24-24. Внешне машина ничем не отличалась от серийной, но под капотом был мощный - более 200 л.с., 8-цилиндровывй двигатель от "Чайки" ГАЗ-13, а в салоне рычаг автоматической коробки передач. Такие машины небольшими партиями выпускали по заказу КГБ специально для сопровождения правительственных "зилов" и "чаек", а также для слежки за "иномарками" дипломатов. "Дублерки" разгонялись до 200-220 км/ч, и таких машин у крымчан было 40. Для них в Симферополе построили особый гараж - обычное с виду 5-этажное здание, куда машины и мотоциклы заезжали по серпантину. А командир Азамат из 21-й "Волги" пересел в "иномарку" - у него был первый в Крыму служебный Mercedes-Benz С-180. Еще один, но личный Mercedes-Benz в те годы на полуострове был у научного сотрудника Никитского ботанического сада - сына писателя Шолохова. Но не отец подарил машину Александру Михайловичу, а теща! Старший сын Шолохова был женат на Виолетте Гошевой - дочери председателя Совета Министров Болгарии Антона Югова.
Генсек жал на газ до последнего
При Брежневе автопарк 9-го отдела КГБ в Мисхоре, где были представительские машины "Чайка" ГАЗ-13 и ЗиЛ-117, пополнился "иномарками". Для первых лиц в Крыму постоянно находились Chrysler, Rolls-Royce, Opel Diplomat, Opel Admiral и Mercedes-Benz. Также к приезду Брежнева по железной дороге в вагоне-гараже доставляли что-нибудь из его личной коллекции. Чаще всего это были Mercedes-Benz, в том числе и его любимый двухместный SL-Класс. Леонид Ильич запросто мог сам подвезти из аэропорта в Нижнюю Ореанду супругу Викторию Петровну с внучкой Викой или правнучкой Галкой. Любил он покатать по серпантинам и своих гостей, как это было летом 71-го с канцлером ФРГ Вилли Брандтом.
Партийная традиция строго соблюдалась: проводить генсека ЦК КПСС и помахать ему ручкой выходили все высокопоставленные товарищи. Фото: Майкл Львовски (из архивов А. Лысякова, ЦОС ГАИ Крыма)
- Брежнев очень любил "мерседесы", - вспоминает Лысяков. - Один у него был даже с таймером, который включался за 15 минут до выезда - двигатель сам включался и прогревался. Любил он машины, часто их менял и получал удовольствие от езды. И конечно, он был прекрасным водителем, и что важно - дисциплинированным. Мне чудесно с ним было работать: ты идешь по трассе, где надо, сбавляешь скорость, и он за тобой как ниточка, держит темп, не вырывается вперед. Он вообще добрейшей души был человек, для всех у него всегда были приятные слова.
В поездках по Крыму часто были задействованы все 5 иномарок, которые были в гараже. Если бы кто-то затеял провокацию, догадаться не смог бы, в какой из них именно генсек - по ходу движения порядок кортежа постоянно менялся. Леонид Ильич ведь не только в Mercedes-Benz ездил, ему и Chrysler нравился. Даже в последний свой приезд Брежнев по Крыму проехался за рулем, хотя его состояние здоровья уже было катастрофическим. Уезжал 5 сентября 1982 года, сел за руль и от Ливадийской развилки в Ялте до памятника Льву Толстому в Лозовом перед Симферополем сам ехал. А за ним по обе стороны машины с охраной и чуть сзади - немецкий реанимобиль.
Косыгину искали ночью кефир
Сопровождение Андропова - сначала как председателя КГБ, а потом и хозяина страны - всегда привносило волнение в обычную работу эскорта. И тут такое ЧП! Юрия Владимировича везли из Симферополя по ялтинской трассе на госдачу. Трасса была перекрыта, но в радиоэфире прошло сообщение, что алуштинская милиция все же разрешила проезд одному из своих начальников, который спешил доставить в аэропорт команду спортсменов-борцов. И в районе горы Кастель они столкнулись с другой милицейской машиной: жуткая авария, трупы на дороге...
- А мне через 5 минут там проезжать с Андроповым! - разводит руками Лысяков. - Я по рации распорядился все там как-то прикрыть, убрать от дороги и сам все время держался левой стороны. Так и проскочили - Андропов ничего не заметил". Особый случай на дорогах Крыма был и с Председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным. После ознакомительно-инспекционной поездки на предприятия Армянска и Красноперекопска эскорт возвращался в Мухалатку после полуночи. И Косыгину стало плохо километров за 20 до госдачи. "Помню, генерал Захаров дает команду "Стоп, все!" - вспоминает Лысяков. - И спрашивает у меня: "Кефир есть?" - А откуда у меня кефир?". Оказывается, у Косыгина случился приступ боли в желудке. Его вытащили из машины и положили на обочину, чтобы отдышался. "И вот несколько раз мы останавливались. До того неприятно, знаешь, ночь, уже час ночи, два, а мы все едем с остановками - выведут его с машины, он отдышится. Так и довезли его чуть живого".
В окружении 23 мотоциклистов
По словам полковника милиции Валерия Журавлева, который принял эстафету у Азамата Лысякова в 1986-м, когда дивизион был реорганизован в отдельный батальон ДПС ГАИ, эскорт производил мощное впечатление:
- Представьте: несется кортеж машин и наши мотоциклы. Обычно 21 мотоцикл, максимально - 23. Все с колясками. От аэропорта до Алушты - мы, а там нас сменял ялтинский взвод эскортников. Наши - 21 мотоцикл - потихоньку уходили в сторону, и никто не видел, как это происходит. Действия были отработаны идеально, поначалу же обычные рации были - наушники позже появились, поэтому все приходилось визуально контролировать. Шли мы по трассе "свиньей" - в начале три мотоцикла - первый и за ним два, потом рядом с каждым колесом машины и два с зелеными мигалками на заключении. Скорости эскорта были небольшие, до 90 км/ч. Потом были в эскорте и мотоциклы без колясок. Но на "одиночках" в условиях Крыма - опасно: если сухо, то еще ничего, а если чуть дождичек прошел - страшное дело!
Генсеков в Крыму всегда сопровождал эскорт из мотоциклов. Фото: Майкл Львовски (из архивов А. Лысякова, ЦОС ГАИ Крыма)
Эскорт полагался зарубежным лидерам, когда они с официальным визитом прилетали сразу в Крым, например, Эрих Хонеккер из ГДР, Николае Чаушеску из Румынии, Янош Кадар из Венгрии или Тодор Живков из Болгарии. А вот если они прилетели уже из Москвы, то формально им эскорт не полагался. От аэропорта до госдач машины ВИПов доезжали за 50-55 минут. Для сопровождения первых лиц страны, по словам Валерия Журавлева, существовало три варианта кортежа. N1 для Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР и Председателя Совета Министров СССР - 4 экипажа сопровождения (первая машина сигнальная, ведущий, ведомый и машина заключения), все перекрестки закрыты, транспорта на трассе нет. N2 для членов Политбюро ЦК КПСС и министры - 3 экипажа, усиление постов на перекрестках. N 3 для кандидатов в члены Политбюро и секретарей ЦК - 1 экипаж.
- В экстренных случаях я обязан был сбивать машины нарушителей, - говорит полковник Журавлев. - Я учился этому в экипаже, и нас командир учил. Мы выезжали на аэродром и там отрабатывали систему нашего поведения, боевые повороты. Это же серьезная работа была, а не просто эскорт, на который люди глядят с открытыми ртами. Как-то при сопровождении Громыко - это было в последний его приезд - в эфире прошло предупреждение, что возможно нападение - так шея вертелась на 360 градусов, если что, мне бы пришлось идти на таран.
Фокусы Чаушеску
Из первых лиц СССР никто, кроме Брежнева, не отваживался сесть за руль машины на крымских дорогах. А Михаил Андреевич Суслов, "серый кардинал" партийной элиты, и вовсе побаивался скорости даже на заднем пассажирском сиденье. По ходу движения подсказывал водителю: "Не гони так, спокойнее - мы никуда не торопимся". И если у него была возможность не лететь в самолете, он предпочитал приезжать в Крым поездом. Автомобильных пристрастий у него не было, как, например, у Косыгина или Громыко. Первый любил Rolls-Royce, второй - Lincoln или Chrysler.
По словам Лысякова, несмотря на высокий статус, никто из них не допускал проявлений высокомерия, все отличались педантичностью в поездках - на хозяйственные объекты или на экскурсию (в Судакскую крепость, галерею Айвазовского, голицынские подвалы Нового Света), не заставляли ждать сотрудников охраны и сопровождения. Вежливой и тактичной всегда была жена Громыко, не скупилась на слова благодарности и супруга Брежнева - Виктория Петровна. А вот русскую жену монгольского лидера Юмжагийна Цеденбала Анастасию Ивановну в Крыму запомнили как крайне скандальную натуру.
- Ой, какая ж она противная была, - вспоминает Лысяков. - То машина не такая, то не на ту дачу поселили. Однажды она не захотела рядом с дочерью Брежнева Галиной жить - устроила скандал и уехала отдыхать в Сочи! Трудно ее понять было, вроде бы русская женщина, даже секретарем комсомола была - и такие выкрутасы. А мужик ее, наоборот, сама скромность - даже мне как-то коврики подарил. Другие жены "первых лиц" так демонстративно не капризничали - всегда с подчеркнутым уважением относились к людям, которые их встречали в Крыму. Не забывали искренне сказать "спасибо" жены Косыгина, Громыко. Жена Яноша Кадара мне даже кофейный сервиз подарила.
Трудно приходилось с главным румынским коммунистом Николае Чаушеску.
- Не нравилось мне с ним ездить, - говорит Лысяков. - Он и своего водителя изводил, и нас. То разгоняется до 150 км/ч, то сбавляет до 50 км/ч. А однажды, когда ему на 3-й госдаче очередной орден Ленина вручали, он даже чаю, как говорится, не попил. За столом остались и Хонеккер, и Кадар, и Гусак, и Эдвард Герек, а он решил срочно домой лететь. И мы ночью возвращались. Он своим никогда даже искупаться в море не разрешал. Все ждали своего бонза возле Ил-18: на табуретке генерал сидит, а в салоне охрана с автоматами.
На дорогах в 70-80-х "борзели" отпрыски некоторых министров и сами партийцы среднего звена - и скорость превышали, и подрезали на обгонах. Ветераны рассказывают, что сын начальника ГАИ всего Союза мог в одних трусах за рулем ехать и простому инспектору трудно было ему возразить.
Кучма и Ющенко тоже лихачили в Крыму
В украинские времена Крыма спецподразделение ГАИ реорганизовали - до возвращения полуострова в родную гавань, в Россию, это была рота ДПС. При эскортировании охраняемых персон тогда использовали автомобили Volkswagen (В 5 Universal, В 6), иногда BMW и Tоyota. Мотоциклы тоже были, но в эскорте их уже не использовали. Первые лица Украины: президент, спикер, премьер по Крыму разъезжали в "мерседесах", которые не относятся к определенному модельному ряду - все ручной сборки с бронировкой и пуленепробиваемыми стеклами. Из Киева их доставляли в вагонах-гаражах по железной дороге, а в Симферополе встречали на специальной платформе и потом везли до базы расположения. В бытность президентами порулить самостоятельно на отдыхе любили и Кучма, и Ющенко, и Янукович - он за рулем джипа приезжал и в Некрасовку с птичьим гриппом бороться, и с огнем - на пожар в поселок Олива.
- Когда я пришел в 95-м в это подразделение, оно было самым мощным и мобильным в структуре ГАИ Украины, - вспоминает бывший замкомандира роты Игорь Мордухов. - У нас в составе были 151 офицер и один старшина. Потом начались изменения, сокращения... Качественный состав изменился не в лучшую сторону, а задачи были сложнее, чем раньше. Саммиты такие бывали, когда к нам съезжались от 12 до 24 глав государств. И каждого должен сопровождать автомобиль сигнальный, прикрытия и замыкания. Приходилось стягивать силы со всей Украины - и транспортные средства, и личный состав. По сравнению с саммитами глав СНГ или ГУАМ приезд Тони Блэра или Билла Клинтона, отошедших от большой политики, был по сути рядовым мероприятием. У них в сопровождении машин было немного.