О том, как чувствуют себя сегодня малые компании, какую поддержку они ждут от государства, есть ли у них шанс получить доступ к дешевым и длинным деньгам, "РГ" рассказал новый президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Калинин.
Александр Сергеевич, у вас нет ощущения, что проблемы малых предпринимателей сейчас "задвигаются" на второй план?
Александр Калинин: Я не считаю, что проблематика малого и среднего бизнеса, работа "ОПОРЫ России" отодвинулись на второй план. Но настроение тревожное. Банки отрезаны от дешевых западных денег. С другой стороны, в России закончился большой экономический цикл, когда экономика росла за счет внутреннего потребления. Процентные ставки за 9 месяцев этого года выросли в полтора раза, ужесточается выдача кредитов, просрочка по займам тоже полезла вверх, до 15 процентов.
Экономический рост от экономической депрессии отличается одним: во время роста люди инвестируют, верят, что завтра ситуация улучшится, а во время экономической депрессии инвестиции резко падают, так как такой уверенности нет. Сейчас задача нового состава "ОПОРЫ России" создать в сообществе предпринимателей позитивный настрой. А для этого нужны конкретные шаги со стороны власти - показать перспективы освоения новых рынков, предоставить возможность хорошо зарабатывать в изменившихся экономических условиях. Тогда малый бизнес пополнится тысячами новых компаний. Кстати, экономический рост на протяжении последних десяти лет помог малому бизнесу вырасти в два раза. Сейчас надо переосмыслить ресурсы, которые мы накопили, ни в коем случае их не сдавать.
Какие отрасли сейчас самые устойчивые?
Александр Калинин: Традиционно малый и средний бизнес - это торговля - 40 процентов и 60 процентов занятости, 10 процентов - строительство, 17 процентов услуги, в том числе общепит и гостиницы, 10 процентов производство. Эта пропорция не меняется уже десять лет. Но сейчас они находятся в очень жесткой конкуренции с сетями. Поэтому для малых компаний надо искать другие ниши или рынки сбыта. Я называю это "переформатированием".
Конец 2000-х годов - это, к примеру, яркий расцвет интернет-торговли. И сейчас электронная торговля развивается быстрее всех иных ее видов. Ежегодный ее оборот в России растет на 15-20 процентов, достигает сотни миллиардов рублей. С учетом все большего проникновения Интернета в дальние уголки страны в ближайшие годы темпы развития электронной торговли будут измеряться двузначными цифрами. Многие малые фирмы успешно ее сейчас развивают.
Минпромторг и минтранс с "ОПОРОЙ России" продвигают идею развития разъездной торговли - запустить по всей стране автомагазины, автолавки. Как это будет сочетаться с диктатом сетей?
Александр Калинин: Эти малые формы тоже будут востребованы. Сейчас 12 тысяч населенных пунктов с населением до 50 человек обслуживаются только автолавками, там нет ни стационарных магазинов, ни даже нестационарных объектов, тем более торговых сетей. Ежегодный оборот мобильной торговли в таких маленьких городках и поселках превышает миллиард рублей.
В крупных городах он в разы больше, но там и выше конкуренция с торговыми сетями, часто пользующимися административным ресурсом для развития. Потребуются поправки в законодательство - для упрощения правил получения разрешений для тысяч предприимчивых людей, желающих заняться разъездной торговлей. Особенно для небольших городов и поселков.
Важно, чтобы бизнес развивался вне "тени". Как сейчас обстоит с этим дело?
Александр Калинин: Когда мы говорим о малом бизнесе, то надо учитывать три его разные категории. Первая - это малые компании, которые профессионально занимаются бизнесом, создают продукт, расширяют рабочие места. Вторая - самозанятые, которые работают в правовом легальном поле, платят налоги, страховые взносы. И есть так называемые самозанятые граждане, которые зарабатывают вне правового поля. Чем больше налоговый, административный пресс, тем быстрее малый бизнес дрейфует. Сначала в сторону самозанятых, потом самозанятых, работающих вне права.
По экспертным оценкам, доля неформального сектора в экономике - 14-22 миллиона человек, то есть столько же, сколько официально занято в малом бизнесе (17 миллионов). Этот дрейф идет волнами. Хорошая экономическая обстановка - люди больше зарабатывают, хотят "обелиться". Экономический спад - все больше уходят в "тень". По данным минэкономразвития, за последние два года в "тень" ушли более двух миллионов работников. Государство может эти процессы регулировать.
Как это сделать?
Александр Калинин: Есть огромный рынок закупок госкорпораций. В России уже принят актуальный федеральный закон, определяющий правила закупок госкорпорациями и естественными монополиями. Но к этому закону в 2013 году должно было еще появиться постановление правительства, которое устанавливает особенности участия в закупках госкомпаний предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Это постановление открыло бы доступ малого бизнеса к одиннадцати триллионам рублей заказа госкомпаний и естественных монополий.
Дважды проект этого постановления рассматривался правительством, и дважды не принимался. Но сейчас самое время его принять. На встрече с первым заместителем председателя правительства Игорем Ивановичем Шуваловым
"ОПОРА России" поставила этот вопрос. Возможно, до конца этого года документ удастся принять.
Что собой представляет рынок закупок госкорпораций?
Александр Калинин: Это почти половина экономики страны. Триллионы рублей. Но сейчас этот рынок практически закрыт. Есть "ручные" малые компании, которые получают часть заказов, за их выполнение им и платят вовремя и быстро. Все остальные - чужаки, которые боятся - их на этом рынке заклюют.
Типовые договора госкорпораций на поставку продукции и услуг содержат, как правило, отсрочку оплаты - шесть месяцев, и в целом, отсутствие гарантий своевременной оплаты. Мы предлагаем установить жесткий срок расчетов после поставки - не более 60 дней. И еще. Нужны квоты, которые госкорпорации, субъекты естественных монополий предусматривали бы для малых компаний, и только для них проводили бы специализированные торги. Если крупные контракты выигрывают крупные заказчики, то и они обязаны не менее 15 процентов передавать малым фирмам.
Если новые типовые контракты и обязательные нормы примут во всех советах директоров госкомпаний, то малый бизнес перестанет бояться брать под это кредиты. Сразу найдутся и банки, и лизинговые, и факторинговые компании. Сработает эффект мультипликатора. В итоге госсектор сможет поддержать сотни тысяч малых компаний.
Какие еще шаги бизнес предлагает для перезагрузки?
Александр Калинин: Ценовые преференции, до 20 процентов, для отечественных производителей при госзакупках. Это нужно для развития программ импортозамещения. Но здесь мы жестко связаны нормами ВТО. Сейчас этой проблемой пытается заняться минпромторг. Кроме того, сама процедура торгов должна предусматривать требования по локализации производств. К примеру, электротехническое оборудование сегодня на 60 процентов мы закупаем за рубежом, хотя у нас есть свое трансформаторное производство в России. Это же касается услуг, связанных с добычей нефти.
Есть ли перспектива создания для малого бизнеса системы длинных и дешевых денег?
Александр Калинин: Есть. Малым и средним компаниям надо разрешить пользоваться финансовыми инструментами по компенсации затрат на инвестпроекты. Это софинансирование процентных ставок, госгарантии, частичная компенсация капитальных вложений, налоговые вычеты, возможно, ускоренная амортизация. Если свести все меры, которые уже действуют, либо находятся в проработке, либо предлагаются в дополнение, допустим, компенсация процентной ставки для малых экспортеров, то в итоге можно получить мощный источник длинных денег.
Когда предприниматель понимает, куда, за какими деньгами ему обращаться, то с большей вероятностью решается на инвестиции. А это ведет к экономическому росту страны.
К усилению налоговой нагрузки малый бизнес готов?
Александр Калинин: "ОПОРА России" стремится смягчить ее последствия. С Нового года предпринимателей ждет три серьезных нововведения. Во-первых, введение налога на офисную недвижимость исходя из кадастровой стоимости. Это очень серьезное увеличение. По нашим расчетам, кадастровая стоимость для офисных помещений в среднем отличается от балансовой в пять раз. Мы добиваемся, чтобы на федеральном уровне приняли норму о минимальном налоговом вычете в 500 квадратных метров. Каждый регион имеет право увеличивать этот вычет, в зависимости от ситуации.
Во-вторых, подоходный налог на дивиденды вырастает с 9 до 13 процентов. Это означает, что фактически с предпринимательского дохода физлиц будут брать почти в полтора раза больше.
Третье - возможная отмена предельного размера зарплат, с которой уплачиваются взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Сейчас с зарплат выше 50 тысяч рублей в месяц взносы в ФОМС не платятся. Введение такой обязанности может вернуть немного "обелившиеся" зарплаты обратно в конверты.
Как относитесь к инициативе минфина о введении местных сборов с кафе и ресторанов, турфирм, услуг такси?
Александр Калинин: Мы с тревогой ждем, чем она закончится. Пока ее обсуждают.
Введение сборов в регионах не закроет дефицит бюджетов свыше полутора триллионов рублей. А сборы по всей стране дадут примерно 10 - 20 миллиардов рублей дополнительно. Но из-за закрытия части бизнеса, который не сможет платить эти взносы, прироста налоговых поступлений в региональные бюджеты может вообще не быть. При этом особенно пострадает малый бизнес в мегаполисах.