"Пункт отбора солдат, сержантов и старшин на военную службу по контракту" - извещает вывеска на здании военкомата Фокинского района Брянска. У бравого капитана Павла Никитина, который окончил Рязанское воздушно-десантное училище, за плечами война в Чечне, два ранения. Хотел уже полностью порвать с военной службой, но потом предложили пойти в пункт отбора, стал заместителем начальника.
- Работаем с 2012 года, - рассказывает он о новой службе. - Раньше набором занимался военкомат. Пункты создали не только для того, чтобы отсеивать алкоголиков и им подобных граждан. Армии нужны прежде всего грамотные, спортивные, целеустремленные люди.
Отбор без отсева
У контрактников сейчас высокие заработки - от 24 тысяч, а можно получать и больше сотни. Жилье, если его снимает семья военнослужащего, оплачивается из расчета 3600 рублей на человека. Можно воспользоваться ипотечной накопительной системой. Чем дольше служишь, тем выгоднее. А нужны армии прежде всего стрелки и разного рода специалисты. Первый контракт заключается на три года. Как приходят в пункт? Кому-то на глаза попалась брошюра или газетная статья, кто-то услышал о высоких армейских заработках от знакомых. Решаются во второй раз облачиться в форму, как правило, мужчины 19-30 лет, здоровые, с образованием не ниже среднего. Но и с девятью классами можно попасть в стрелки, тем более, что учебу некоторые мужчины продолжают и во время службы.
Экзамен для претендентов прост и немного напоминает ЕГЭ. Чтобы пройти профессионально-психологический отбор, надо за полтора часа ответить на множество вопросов, которые выявляют степень смышлености, цепкость памяти и прочие таланты. Компьютер потом подсчитывает баллы и выносит предварительный приговор. Претенденты после этого попадают в четыре группы: одних рекомендуют к службе твердо, других - с оговорками или вовсе не желают видеть в армии. Впрочем, говорит Никитин, за все время отсеяли немногих, а набрали несколько сотен воинов.
"Армия - это Родина"
Олег Петраков после срочной служил в полиции. Решил вернуться в армию, когда стукнуло 29 лет:
- Там как-то все надежнее. Армия - это Родина. Жена и родители одобрили мое желание.
Ему приглянулась водительская должность в воинской части, расположенной в поселке Ржаница неподалеку от Брянска. Там и жилье есть для семейных. Но для новой стези нужно сначала пробежать несколько дистанций и зрелищно повисеть на турнике, точнее, подтянуться. А еще пройти тесты.
- Действительно, они не очень сложные, - уверяет Никитин.
- вычислить не так сложно. Кто-то пытается обмануть, скрывая темные пятна биографии, но запрос в полицию сразу выявляет ложь. По словам капитана, теперь в контрактники ринулись судимые:
- Причем некоторые тебя будто гипнотизируют. Предупреждаю, что буду проверять их сведения, а он смотрит ясными очами на тебя и даже не моргнет. У одного такого выявили две судимости за кражу.
Впрочем, даже бывший обитатель колонии может надеть форму. Но лишь в том случае, если судимость погашена, а командир части согласился принять бойца на службу.
Физическая подготовка должна быть такой, чтобы километровая пробежка не казалась концом света. Подтянуться надо минимум пять раз, стометровку преодолеть за 15 секунд, километр - за пять минут и 25 секунд, не более. Впрочем, претенденты должны быть сами заинтересованы в том, чтобы перед экзаменами сбросить лишний вес и укрепить физическую форму: доплата за спортивность может достигать 70 процентов от жалованья, точнее, от воинского оклада. Но лишь в том случае, если набрал высший уровень.
Как правило, в пункт отбора приходят семейные мужчины. Но иногда служить по контракту идут девушки, причем необязательно медики. Кто-то потом остается в Брянской области, кто-то уезжает в Подмосковье или на Север.
- Среди девушек, конечно, больше выпускниц медицинских училищ, - поведал Никитин. - Я выступал перед ними, поскольку они все военнообязанные. Службой многие интересуются, меня это даже удивляло поначалу.
Задача офицера - узнать, что хочет завтрашний воин. В ВДВ желаешь служить? Вот тебе три части на выбор. Читай брошюры, изучай требования, выбирай должность. Отправляли некоторых парней даже в Петропавловск-Камчатский. Но около половины все же попадают в Подмосковье.
А в Арктику не слабо?
В округе сейчас 29 пунктов отбора - каждая область занимается пополнением армии. Медицинскую комиссию кандидаты проходят в военкомате. Иногда офицеры ругаются с руководством больниц, так как те не желают бесплатно проводить анализы и осмотры. Потом медицинский отбор повторяется уже в военкомате. Служба начинается с трехмесячных курсов интенсивной подготовки. За новобранцами наблюдают, оценивают. В воинской части их обязаны направить в учебный центр.
Не наступает ли разочарования?
- Три четверти счастливы и довольны, - уверяет Никитин. - Процентов десять начинают ставить условия: готов служить, но не в этой части.
Живут, как правило, в кубриках: комната на двоих, шкафы-стулья. В городе квартиры снимают обычно семейные контрактники. Иногда им отдают целый этаж в казарме, но все же большинство хотят жить в квартирах.
- У нас тесное взаимодействие с отделами комиссариата. Я без военкомата ничего не могу сделать, - говорит капитан. - Сама система отбора уже хорошо выстроена. Со временем, возможно, еще полиграф будем использовать. Но я, в общем, уже по человеку вижу, будет он служить или нет. Один сразу рвется в бой, другой для начала хочет попробовать армейской каши.
Сейчас формируется Арктическая бригада. Вот где романтики по самые макушки сугробов! Одновременно служба для любителей раннего отдыха: семь лет белых пейзажей, охраняемых лютыми морозами, - и ты уже получил почетное звание пенсионера, так как год службы приравнивается к трем. Сейчас, как ни странно, в Арктическую бригаду нужны бульдозерист и тракторист.
Закон позволяет брать на службу кандидатов, которым не исполнилось сорока, но был только один случай, когда к Никитину пожаловал мужчина 39 лет. Остальные, как правило, моложе, и все же человек десять пришли уже в зрелом возрасте.
- Если он служил в РВСН, почему бы туда не вернуться и сейчас? - рассуждает десантник Никитин. - Или в свою воинскую часть. Многие хотят проходить службу в нашей Ржанице или Почепе, где завод по уничтожению химического оружия. Нужны прежде всего механики, водители, бульдозеристы.
Очередей у пункта отбора нет, но все же они не пустуют. По откликам командиров частей, "предармейское сито" работает исправно, пополнением, как правило, довольны.
Контакт могут расторгнуть - если военнослужащий не выполнил его условия. После этого дорога в армию закрыта, если только не замолвит слова командир части.