Автодилеры Крыма восстановили объемы продаж 2013 года
"Японец" на заказ
Поставки в Крым импортных авто с Украины прекратились еще марте. Из-за этого в апреле, мае и июне продаж почти не было. Но автосалоны, пережив "товарный голод", когда они предлагали покупателям выбор из остатков машин на своих складах, с лета начали наращивать предложение.
В числе первых поставки возродила китайская Geely, которая в прошлом году была одной из самых популярных марок на крымском авторынке. Три дилерских центра в Севастополе и в Симферополе перешли на работу в российском правовом поле еще в начале лета. Сейчас у нас уже представлены многие популярные автомобильные бренды.
- Сложности были больше из-за того, что Крым в мире считают оккупированной территорией, - рассказал президент компании-автодилера Михаил Смолянов. - Импортеры не хотят идти с нами на контакт - их штаб-квартиры в Европе, Америке, Японии не разрешают делать этого. Прямые контракты официального дилерства у нас подписаны с четырьмя мировыми автомобильными брендами - Nissan, Renault, Peugeot и BMW.
Также наполняются новыми автомобилями автосалоны Volksvagen и KIA. А в конце минувшей недели в Крыму открылся первый официальный дилерский центр Lada и стартовала местная программа утилизации. Еще десяток лет назад Lada была весьма популярна среди крымчан, но в последние годы продажи ее резко упали.
- Сегодня по дорогам Крыма ездят 200 тысяч Lada, это 35 процентов имеющегося автопарка, - рассказал президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон. - Что касается доли продаж на крымском рынке, мы поставили для себя цель достичь 20 процентов.
А вот японские Mazda, Toyota и Infinity в Крым пока "невъездные" по причинам санкций. Хотя на заказ местные автодилеры готовы поставить в республику автомобиль любой марки, был бы покупатель.
- Импортеры, с которыми мы не смогли напрямую договориться, пошли нам навстречу и попросили автомобильных дилеров из ближайших регионов - Краснодарского края и Ростовской области - помочь с поставкой автомобилей в Крым и их гарантийным обслуживанием от производителя, - сообщил Смолянов.
Кардинальных перемен в ближайшее время на крымском авторынке едва ли стоит ожидать, и не только из-за санкций.
- Многие премиум-бренды не заинтересованы в приходе в Крым, потому что для них крымские продажи абсолютно несущественные, - говорит Михаил Смолянов. - Например, Range Rover предполагает открытие дилера на территории, где продажи составляют более 100 автомобилей в год, а Крым ну никак не тянет на эту категорию.
Иномарка из РФ
Подавляющее большинство автомобилей, которые сейчас поставляют в Крым - иномарки российской сборки. Это ускоряет процесс доставки и снижает цену.
- В 2013 году мы работали по контрактам предоплаты, потому что много автомобилей премиум-класса производились на заказ на заводах, - рассказал Смолянов. - Их производство и доставка, например, из США занимала около двух месяцев, плюс производство три месяца, итого получалось пять-шесть.
Теперь на доставку иномарок российской сборки уйдет несколько недель. И это при условии, что на Керченской паромной переправе не будет шторма. Ведь везут автомобили на полуостров паромами по маршрутам Новороссийск - Феодосия, Новороссийск - Севастополь, порт "Кавказ" - порт "Крым".
- Человек, конечно, может самостоятельно отправится в другой регион России за машиной, но цена авто будет такой же, как в крымском автосалоне, ведь дилеры дают нам специальные цены, - говорит Олег Кивико, директор официального дилера Nissan в Крыму. - В результате покупатель потратит лишнее время и деньги на доставку машины в Крым.
Кстати, стоимость иномарок, комплектуемых в России, снизилась по сравнению с поставляемыми с Украины на треть. Ведь 90 процентов иномарок сейчас собираются на российских заводах, да и объемы продаж в России в несколько раз выше - в одном только Краснодарском крае автомобилей продается больше, чем во всех вместе взятых регионах Украины. За счет этого производители готовы снижать цены.
- Например, некоторые модели BMW стали на 30 процентов дешевле, чем на Украине, - рассказал Владислав Товстокор, представитель официального дилера BMW в Крыму. - Это около 15 тысяч долларов экономии - можно купить еще один автомобиль.
Колеса в кредит
Спрос на автомобили премиум-класса в Крыму остался на прежнем уровне, а на машины бюджетного и бизнес-класса, благодаря снижению их стоимости, вырос. При этом примерно треть потенциальных покупателей заинтересована в приобретении в кредит. В России так приобретают машины более половины автомобилистов. А в Крыму и в прежние времена доля таких покупок достигала лишь трети. Сейчас банковское автокредитование в республике находится в зачаточном состоянии - о старте программ заявили уже несколько финучреждений, но ставки у них 14-16 процентов годовых (на Украине они составляли 18 процентов). Для сравнения, на материковой части России они значительно ниже - 10-12 процентов.
- Нужно разделить обычное кредитование банка или кредитование банка, сопровождающего бренд, - объясняет Олег Кивико. - Работающие в Крыму банки предлагают свои программы кредитования. Они обращаются к нам с предложением направлять к ним клиентов, но пока процесс идет туго - оформили только несколько кредитов. Займы от банка-партнера бренда значительно дешевле или вообще беспроцентные, если выдаются на год-два.
Пока банки-партнеры автодилеров осторожничают: ведь у всех без исключения потенциальных крымских заемщиков нет кредитных историй, да еще и не все работают на российских предприятиях. Но в начале будущего года такие программы могут стать доступны и для жителей республики.
- По каждому бренду существуют определенные программы кредитования, - рассказал Владислав Товстокор. - Мы ведем переговоры с банком-партнером BMW, у которого ставки начинаются от восьми процентов годовых. Он готов кредитовать, осталось проработать, каким образом крымчане будут погашать займы. Сейчас идет поиск банка-партнера, через которого жители республики смогут проводить платежи. До конца года нам пообещали запустить эту программу. Кроме этого будут работать и лизинговые программы, то есть те, которые есть на материковой части России.
Кроме этого в республике стал возможен обмен старого авто на новое. Программу утилизации первым начал "АвтоВАЗ", уже продавший по ней первый автомобиль. Остальные дилеры пока не торопятся анонсировать старт своих аналогов программы, но кто знает, что год грядущий нам готовит.