Это был исторический пас из прошлого в настоящее, акцент на множественных параллелях в истории России с ее современностью. К слову, в открытии уже по традиции участвуют детсткие певческие и танцевальные коллективы с Украины, подчеркивая этим то самое духовное единство исторической Руси, о котором постоянно говорит глава Русской православной церкви.
Экспозиция посвящена одной из старейших династий Европы, княжескому роду Рюриковичей, который правил на Руси на протяжении семи с половиной веков. Ее история представлена с помощью нескольких сотен мультимедийных стендов и экспонатов, в 18-ти залах общей площадью в 4000 квадратных метров.
Святейший, которого сопровождали высокие представители других религий России, а также гости из-за рубежа, остановился перед огромной картой с подсветкой, читая полумифические древнерусские названия жителей будущего русского государства: "Кривичи, древляне, поляне"... Экскурсия в "Манеже" началась с экспозиции, посвященной племенам, населющим будущее русское государство и первым Рюриковичам...
Это, как и обещали организаторы, "ожила" знаменитая "Повесть временных лет" Нестора Летописца. Кураторы выставки - ответственный секретарь патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) и доцент исторического факультета МГУ Павел Кузенков - не стали стесняться так называемой Норманской теории. Да, собрались русские племена и коллективно решили позвать на царство варягов-иностранцев, чтобы "судили по правде". "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами".
Между тем, если верить интерактивной карте, Русь первоначальная была маленьким кусочком земли вокруг Новгорода и Ладоги, "эмбрион великого государства", как образно выразился кто-то из священослужителей, сопровождавших патриарха по Манежу. А Святейшего заинтересовал еще один сюжет из "Повести временных лет".
- Скифы из Таврии - так называли племена русских византийцы, - комментировал он интерактивную карту, - Крым всегда играл важную роль в нашей истории.
Вспомнили и о городе Киеве того времени. Святейший с увлечением рассказывал своему сопровождению, о том, что "Киев был хазарским городом, пока его не отбил князь Олег".
Внимательно изучая каждый стенд, патриарх особенно интересовался теми "кусочками" нашей истории, в которых зашифрованы письма в будущее. Обсуждая такой геополитический феномен как Галицкая Русь, патриарх заметил, что "помощь запада всем и всегда дорого стоила". А рассказывая о том, как Василий Второй после татаро-монгольского плена привез с собой 500 человек татарской знати (подружился с ними, разрекламировал Русь и Москву), Святейший с улыбкой обратился к присутствующим мусульманским священослужителям: "Так у нас формировалась элита!"
Самый противоречивый правитель из Рюриковичей - Иван Грозный задержал экскурсантов дольше всего.
- Первый русский царь и одна из самых неоднозначных личностей российской истории. Талантливый государственный деятель, мудрый реформатор и одновременно - кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий, - увлеченно рассказывал гостям выставки владыка Тихон. - При своей патологической жестокости (которую, впрочем, историк Ключевский, говорят, преувеличивал), царь был крайне религиозным человеком. И сына не убивал. Их обоих отравили парами ртути. Самый противоречивый правитель был вместе с тем одним из самых образованных людей своего времени, обладал богословской эрудицией, феноменальной памятью. Он автор многочисленных посланий, музыки и текста к службе праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь активно способствовал организации книгопечатания и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Книгочей, обладатель крупнейшей библиотеки в Европе, великолепный оратор.
С именем Ивана Грозного историки связывают первые санкции запада против России и зачатки информационной войны.
- Посмотрите на вот эти листовки, напечатанные в Германии, - отец Тихон останавливает наше внимание на одном из экспонатов. - Здесь впервые появилось изображение кровожадного русского медведя.
- А вот изображение виселицы, - добавляет Святейший.
Кстати
По данным всероссийского опроса социологической службы "Среда" ко Дню народного единства, 13 процентов россиян считает, что православная вера и российское гражданство неотделимы друг от друга. А 10 процентов - что это разные вещи, смешивать которые не стоит.
Респондентам предложили согласиться или не согласиться со следующими утверждениями: "Для меня православная вера и российское гражданство неотделимы друг от друга".
- "Для меня православная вера и российское гражданство - это разные вещи, я их не смешиваю". Так вот большинство опрошенных (77 процентов) не согласились ни с одним из приведённых высказываний. Надо отметить, что когда в 2013 году аналогичный вопрос задавался прихожанам православных храмов Москвы, затруднились ответить всего 8 процентов респондентов.
Как показывает исследование, православная вера и российское гражданство чаще неразделимы для женщин и людей пожилого возраста. Так, с соответствующим утверждением согласны 16 процентов женщин и 17 процентов граждан старше 60 лет.