На Южном Урале резко упали продажи новых автомобилей

Рынок продаж новых авто на Южном Урале просел на четверть. Автодилеры стремятся искусственно подогреть спрос, предлагая различные акции и участвуя в госпрограмме утилизации, но общая тенденция остается неизменной: падение их доходов по итогам 2014 года может достигнуть 35 процентов.

За первые девять месяцев этого года челябинским автодилерам удалось реализовать 41 тысячу новых машин, хотя в прошлом году объемы продаж за аналогичный период превышали планку в 50 тысяч. По мнению экспертов, это результат экономических санкций и стремительно меняющегося курса валют. Впрочем, падение продаж не стало неожиданностью: в целом рынок автомобилей в последние годы оказался насыщен.

- По нашим прогнозам, в этом году роста продаж ожидать вообще не стоило: при самом оптимистичном варианте развития событий удалось бы выйти на прошлогодние показатели. Замедление темпов в основном связано с насыщением рынка. Сегодня уже почти каждая семья имеет автомобиль, - говорит исполнительный директор Ассоциации автодилеров Челябинской области Александр Рулевский. - К тому же в условиях колебания курса валют любой человек становится осторожней.

Своеобразной "подушкой безопасности" в этой ситуации стала для дилеров госпрограмма утилизации, благодаря которой удалось несколько реанимировать спрос. На Южном Урале эффект от этой программы даже превзошел ожидания. К тому же некоторые производители совместили скидки по утилизации с внутренними маркетинговыми программами, из-за чего размер выгоды по отдельным моделям авто порой достигал 150-200 тысяч рублей.

- Действующая программа утилизации отличается от предыдущей. В первой было слишком много ограничений: возраст машины не менее 10 лет, владение ею на протяжении года и более и т.д., при этом размер скидки составлял лишь 50 тысяч рублей, а новый автомобиль должен был стоить не более 750 тысяч рублей, - говорит директор по продажам челябинского автоцентра Дмитрий Мудрак. - Сегодня все намного проще, и мы видим интерес потребителей к этой программе, из-за чего удалось увеличить продажи в сентябре-октябре этого года.

Однако, несмотря на то что действие госпрограммы по утилизации объявлено до конца года, многие производители уже сегодня осторожничают и декларируют ограниченное количество авто, поэтому и распространяется она строго на определенные модели. Для самих же автодилеров механизм возмещения скидок стал намного удобнее - они получают деньги напрямую от производителя, а не оформляют через Минпромторг РФ.

В челябинских автоцентрах рекламные брошюры нынче непопулярны. Их не успевают разобрать до того момента, как цены в очередной раз повысят.

- За неполный год производители уже четвертый раз ценники переписывают. Сегодня даже дилеры осторожничают с оглашением конечной цены за авто в базовой комплектации, потому что корректировки цен происходят постоянно, - говорит Дмитрий Мудрак.

От количества акций у потенциальных покупателей голова идет кругом: самостоятельно разобраться в процентах начисления скидок и условиях программ сложно.

- Не всегда есть возможность сдать машину по программе утилизации, так как в определенных случаях могут возникнуть трудности с получением нужного документа от ГИБДД, и подобные прецеденты в Челябинске уже есть, - рассказывает гендиректор сети автоцентров Павел Рыжков. - В таких случаях выгоднее обменять старое авто на новое прямо в автосалоне.

Эта услуга также весьма востребована. В развитии так называемого рынка трейд-ин заинтересованы не только автодилеры, но и производители машин - это позволяет аккумулировать денежные средства в данном сегменте рынка, не позволяя доходам "утекать" в другие сферы бизнеса. Ведь отследить дальнейшую судьбу денег, вырученных от продажи автомобиля на вторичном рынке, невозможно, и при этом никто не гарантирует, что деньги не пойдут на другие нужды, к примеру, покупку жилья или оплату потребительских кредитов. А в случае с трейд-ин они продолжают поступать в автобизнес. "Ласточки" с пробегом неплохо продаются в тех же автоцентрах, куда они поступают по программам трейд-ин, к тому же машину нужно еще и обслуживать.

- На Южном Урале вторичный авторынок достаточно развит, его доля в общем объеме продаж достигает 70 процентов, при этом распродается на "вторичке" все: от элитных спорткаров до автохлама, - отмечает Александр Рулевский. - По моему мнению, сегодня на автомобильном рынке Южного Урала накапливается отложенный спрос, поэтому уже через пару лет стоит ожидать его динамичного развития.

Помимо продаж в Челябинской области делается ставка на развитие аренды автотранспорта. Пока этот сегмент представлен в основном машинами премиум-класса - их берут в наем при организации свадеб, юбилеев и других торжеств. Но перспективы кроются в предоставлении в аренду бюджетных моделей.

- К чему тратиться на страховку, обслуживание, ремонт, хранение в течение года личного автомобиля, если в основном он необходим для поездок летом на дачу, - излагает идею Александр Рулевский. - Намного дешевле просто арендовать машину на определенный период времени. Получится значительно дешевле, да и хлопот меньше. Просто у нас люди к такому варианту решения вопроса еще не готовы, но мы обязательно к этому придем.