Упрощенное оформление аварии теперь возможно и при страховке по КАСКО

Правила добровольного страхования автотранспорта КАСКО теперь также должны предусматривать упрощенное оформление аварии без вызова ГИБДД - так называемый Европротокол.

В соответствии с распоряжением Банка России все страховые компании должны изменить свои правила. Но надо иметь в виду, что это нововведение действует только для вновь заключенных договоров добровольного страхования.

Итак, о чем речь. Со 2 августа этого года увеличен в два раза лимит выплаты по Европротоколу в рамках ОСАГО. Теперь он составляет 50 тысяч рублей. С 1 октября лимит выплат для четырех экспериментальных регионов - Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области - при упрощенном оформлении ограничен лимитом только автогражданки. А это с того же 1 октября составляет ни много ни мало, а 400 тысяч рублей.

Все эти поправки приняты для того, чтобы сделать Европротокол популярным среди автомобилистов. Ведь абсолютное большинство (около 80 процентов) аварий, которые происходят на дороге, вполне подпадают под его условия. Напомним об этих условиях.

В аварии участвовали только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО, не пострадали люди, вред причинен только самим машинам. Одно из главных условий - у участников аварии нет разногласий в обстоятельствах ДТП.

Если повреждения вписываются в установленный лимит, то можно, не вызывая ГИБДД, убрать машины с дороги, заполнить бланк извещения о ДТП и разъехаться по своим делам.

До 2 августа сумма лимита по упрощенке была 25 тысяч рублей. Многие автовладельцы опасались того, что этой суммы не хватит на ремонт. Они предпочитали вызвать ГАИ и часами стоять, перегораживая дорогу, в ожидании инспектора. Поэтому в ходе реформы ОСАГО правительство настаивало на увеличении этого лимита. Ведь Европротокол хорош не столько тем, что удобен автомобилистам, сколько тем, что позволяет быстро освободить проезжую часть и не создавать заторов из-за пустяков.

Но есть и еще одна причина, по которой люди предпочитают дожидаться ГИБДД. У многих из них заключены договоры КАСКО. А для получения выплаты по ним необходимо предоставление документов о ДТП из ГИБДД.

Но эту проблему сейчас решили. В законе, который утвердил поправки в закон об ОСАГО, Центробанку было дано поручение до 1 сентября принять нормативный акт, который установит единые минимальные стандарты для КАСКО, позволяющие пользоваться Европротоколом.

Никаких дополнительных документов от застрахованных по КАСКО страховщик не потребует

Единый стандарт для КАСКО ждут уже давно. Это, по сути, должен быть тот самый минимальный перечень услуг и обязанностей, которые в качестве страхового продукта может носить гордое имя КАСКО. Первый шаг в этом направлении сделан. 2 октября в "Вестнике Банка России" было опубликовано указание ЦБ. В нем говорится, что в случае, если автомобилисты, застраховавшие свою машину или свою ответственность в добровольном порядке, решили воспользоваться Европротоколом, то никаких дополнительных документов, кроме тех, которые подразумевает закон об ОСАГО для подобных случаев, с них требовать нельзя.

Они имеют точно такое же право, как и те, кто застрахован по обязательной автогражданке, воспользоваться Европротоколом. И в случае ДТП в течение пяти дней предоставить страховщику документы об аварии, которые прописаны в законе об ОСАГО. То есть - извещение о ДТП. И лимиты на выплаты те же самые.

Есть еще один момент, который не дает стремительно развиваться Европротоколу. А именно пункт, требующий согласия водителей в обстоятельствах ДТП. Как правило, у нас все одновременно ехали на зеленый свет и не совершали маневров. Но это крайние случаи. Чаще всего страховщики сталкиваются с тем, что водители неправильно понимают этот пункт.

Автомобилисты считают, что они сами должны установить виновника аварии и обратиться к страховщику. Нет, они должны просто зафиксировать обстоятельства, при которых произошла авария. А страховщик уже сам установит виновника. Для этого на вооружении у страховщика есть более 80 типовых схем наиболее часто встречающихся аварий. Эти схемы были созданы в результате совместной работы страховщиков и ГИБДД. В каждом конкретном случае определена ответственность того или иного водителя. А иногда и обоих. Некоторые из них с наиболее интересными ситуациями мы сегодня и публикуем. Примечательно, что не всегда виноват тот, чье нарушение правил видно невооруженным взглядом.

Когда автомобилисты поймут, что не они определяют виновника, тогда и Европротокол будет пользоваться спросом, считают эксперты.

Есть еще один нюанс, который не приносит популярности Европротоколу. До недавнего времени страховые компании с большой неохотой по нему расплачивались.

Сейчас количество отказов в выплате по Европротоколу заметно сократилось. Но раз подмоченную репутацию восстановить сложно. Тем более, что в случае упрощенного оформления на руках у водителя остается единственный документ, который подтверждает факт аварии, - извещение о ДТП, заполненное им и его визави.