Поджечь конкурента

    Калининградскую область захлестнула волна автоподжогов. Чаще всего таким образом борются с конкурентами. Полиция и власти региона озаботились ситуацией. "Горящая" проблема вынесена на обсуждение профильного комитета регионального парламента. А в Мурманской области случаи автоподжогов носят эпизодический характер
    Калининградскую область захлестнула эпидемия автоподжогов, нынешний год может стать рекордным по количеству выжженных машин. Полиция, власти региона озаботились ситуацией. "Горящая" проблема вынесена на обсуждение профильного комитета регионального парламента.

    За девять месяцев текущего года, как доложил на заседании думского комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку начальник управления угрозыска областного УМВД Сергей Порывакин, огнем было уничтожено 208 автомобилей. Причем большая их часть сгорела по причине умышленных поджогов, по фактам которых полиция возбудила 160 уголовных дел, на 50 больше, чем за аналогичный период прошлого года.

    Владельцы лишились не только машин, но и средств производства, поскольку многие подрабатывают экспедиторами, перевозчиками, супервайзерами, торговыми представителями. Под горячую руку вандалов в сентябре и октябре попало восемь мусоровозов и один контейнеровоз. Что дало повод местным СМИ говорить о набирающей силу "мусорной войне" между конкурентами.

    - Наша маленькая область считается одной из самых автомобилизированных в стране: на тысячу жителей приходится 338 машин. Поэтому ситуация с поджогами выглядит скверно, - заявил депутат облдумы Соломон Гинзбург. - В нестабильных экономических условиях, когда уровень жизни падает, участники рынка, не умеющие честно выигрывать, предпочитают ударить конкурента, что называется, ниже пояса. Если не остановить пожарный вал, к такому способу сведения счетов начнут прибегать все чаще.

    - К сожалению, этот вид имущественных преступлений является одним из наиболее труднораскрываемых, поскольку злоумышленники "охотятся", как правило, ночью, выбирают неосвещенные дворы, и улик после использования горючих жидкостей не оставляют, - заметил Сергей Порывакин. - К тому же примерно в 40 процентах случаев "погорельцы" неохотно сотрудничают с полицией, не рассказывают о своих долговых обязательствах, любовных треугольниках, конфликтах с соседями или сослуживцами.

    Но даже если полицейским удается установить поджигателя, доказательств для привлечения его к уголовной ответственности нередко оказывается недостаточно. По этим причинам в текущем году в суд передано лишь около 20 уголовных дел.

    В 40 процентах случаев "погорельцы" неохотно сотрудничают с полицией

    Чтобы активизировать работу, в УВД создана специальная следственно-оперативная группа, которая целенаправленно занялась расследованием массовых поджогов автомобилей. Однако оперативно реагировать на ЧП не получается из-за того, что в Калининграде до сих пор не внедрена система видеонаблюдения "Безопасный город", которая позволяла бы стражам порядка круглосуточно контролировать обстановку на улицах и объектах города. Но скоро такая система появится, заверил представитель областного правительства, изложив план установки камер наблюдения и видеофиксаторов, а также 80 кнопок вызова полиции в оживленных местах города.

    В Мурманской области случаи автоподжогов носят эпизодический характер и не выглядят системой. Об организованной группе поджигателей, работающих по "заказу", речи не идет. Что двигает преступниками? Злоба на соседа - не там припарковался, зависть к чужому добру - "так не достанься ж ты никому", месть удачливому коллеге или сопернику, желание получить автостраховку.

    Наиболее громкие поджоги транспорта связаны с бизнес-войнами, в частности, между автоперевозчиками. Так, в феврале 2014 года в столице Заполярья сгорели сразу 19 маршрутных такси компании "Арктик-Лайн". Как сообщили в городском УВД, их владелец написал заявление в полицию, возбуждено уголовное дело. Вскоре вспыхнули еще два пассажирских микроавтобуса. По не слишком странному стечению обстоятельств принадлежали они предприятию "Першерон" - основному конкуренту фирмы "Арктик-Лайн".

    В городе мало кто сомневается, что "микрики" подожжены умышленно в ходе борьбы за "хлебные" маршруты. Этот конфликт был вызван итогами конкурса на организацию пассажироперевозок, проведенного городскими властями. Победившей компании "Першерон" достались наиболее прибыльные маршруты. Другие перевозчики, работавшие ранее на них, остались не у дел, в том числе и "Арктик-Лайн".

    Итоги конкурса оспорила региональная антимонопольная служба, усмотрев в действиях администрации Мурманска и ООО "Першерон" сговор.

    "Результатом таких действий стало устранение конкуренции на рынке услуг транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах Мурманска", - сообщается в письме УФАС.

    Последний раз огненная "диверсия" имела место в середине октября в городе Апатиты. Там шесть новых маршруток марки "Мерседес" сгорели за одну ночь. Накануне владельцы микроавтобусов выиграли тендер на перевозку пассажиров по междугороднему маршруту № 209, связывающему Мурманск и Апатиты. Автомобили выгорели полностью и восстановлению не подлежат. По обоим автоподжогам возбуждены уголовные дела, расследование которых продолжается.