Новости

13.11.2014 00:10
Рубрика: Культура

Гоголь в стиле авангарда

В Доме музыки представили мировую премьеру оперы "Женитьба"
Парадоксально, но факт. Опера "Женитьба", начатая Модестом Мусоргским в 1868 году и законченная Михаилом Ипполитовым-Ивановым в 1931 году, никогда не ставилась на сцене с оркестром. Премьеру подготовили студенты факультета музыкального театра РУТИ-ГИТИСа (мастерская профессора Дмитрия Бертмана) и Камерный молодежный оркестр Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова под руководством профессора Валерия Вороны.

Событие приурочили к 175-летию Модеста Мусоргского. Но суть не в наборе цифр, а в том, что эта уникальная партитура из разряда "авангарда" ХIХ века, создававшаяся Мусоргским как дерзкий эксперимент декламационной, речитативной оперы и оконченная Ипполитовым-Ивановым в следующем веке, когда этот эксперимент уже стал артефактом русской классической оперы, вдруг только в нынешнем ХХI веке оказалась востребована для сцены.

Но прежде чем это историческое для музыкальной хроники событие свершилось, энтузиастам двух московских вузов пришлось приложить силы к разысканию самой партитуры Мусоргского - Ипполитова-Иванова.

Оркестровая версия Ипполитова-Иванова нигде не фигурировала после ее единственного исполнения в 1931 году на радио. Композитор, как известно, не только оркестровал клавир действия, написанного Мусоргским (это делали и другие, в том числе Морис Равель, Александр Гаук, Николай Черепнин), но и сочинил 2-й акт (три сцены в доме Агафьи Тихоновны). Забытую партитуру пришлось искать и в российских, и в европейских фондах. В результате в студенческие руки попал экземпляр "Женитьбы" из Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Мировую премьеру "Женитьбы" показали на сцене Театрального зала Дома музыки. Спектакль подготовила Мастерская Дмитрия Бертмана - режиссер Сергей Терехов. У пульта оркестра Ипполитовки молодой дирижер Сергей Михеев. Гоголевская "Женитьба" - трагифарс, где сватовство женихов к купеческой девице Агафье Тихоновне заканчивается нелепым трюком жениха, выскочившего в окно. В спектакле же к гоголевскому гротеску добавилась веселая и беззаботная водевильная энергия, азартный и обаятельный дух студенческого "розыгрыша".

В стремительном водовороте действия в павильоне, стилизующего интерьер гоголевских времен - полосатые обои, диван, девичий сундук с добром, самовар (художник Мара Уварова), засновали комические персонажи: нарумяненная бездельная Агафья Тихоновна с папильотками и гигантским обгрызенным яблоком (Анастасия Ковалева), отравленный русской обломовщиной, стремящийся к дивану жених Подколесин (Андрей Опольский), его оборотистый, плутоватый друг Кочкарев (Иван Волков), бойкая крикливая сваха-солоха Фекла Ивановна (Юлия Горностаева), абсурдные женихи - туповатый Яичница (Евгений Иванов), галантерейный Анучкин, мнущийся с букетиком ландышей (Дмитрий Бахталин), озабоченный дамским вниманием потертый Жевакин (Егор Василенко). Фон комедии персонажей создавали слуги - суетящаяся с половой тряпкой Дуняша (Татьяна Макарычева), флегматичный, заторможенный Степан (Тимофей Редкозубов), пронизывающая темным взглядом исподлобья тетка невесты (Мария Ворожейкина). Играть типажи с такой точностью и лихостью уже класс мастерства, но молодые певцы при этом должны были еще вписывать своих персонажей в сложнейшую ритмическую структуру оперы.

Как заметил ректор Ипполитовки Валерий Ворона, "Женитьба" - партитура стрессовая для всех, это "минное поле", где каждая неточность фатальна. Паузы, обрывающиеся речитативы в действии Мусоргского, стилизации тем из опер Мусоргского и стремительные россиниевские brio у Ипполитова-Иванова. И всю эту многослойную музыкальную и театральную фактуру артистично воплотили студенты ГИТИСа и Ипполитовки, а главное, открыли для театра оперу Гоголя, Мусоргского и Ипполитова-Иванова, о которой прежде знали только по клавиру.

прямая речь

Карина Мелик-Пашаева, ректор РУТИ-ГИТИСа:

- Для нас такие проекты очень важны, потому что здесь объединяются и наши факультеты - музыкального театра и сценографии и молодежный оркестр Ипполитовки. Мы сотрудничаем вместе с прошлого года и уже ставили на сцене Учебного театра ГИТИСа "Каменного гостя" Александра Даргомыжского. На этот раз мы обратились к "Женитьбе". Это особая партитура, которую Мусоргский писал в 29 лет, еще до "Бориса Годунова" и "Хованщины". Он искал новый музыкальный язык, творимый говором человеческим. И партитура "Женитьбы", написанная на подлинный текст Гоголя, оказалась уникальным опытом в русской музыке. Мы рады, что смогли представить эту оперу широкой публике.

Культура Музыка Классика Классика с Ириной Муравьевой