Назвав их в минувшую пятницу, заммэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин напомнил журналистам, что столица впервые с 50-60 годов прошлого века вернулась к открытым конкурсам, в ходе которых отбирается лучший проект на оформление строящейся станции московской подземки. Такой конкурс на оформление станций "Солнцево" и "Новопеределкино" был объявлен 23 июня текущего года. Московские власти, признался Марат Хуснуллин, даже не ожидали такого широкого резонанса, который он получил: поступило 96 заявок на участие в нем от архитектурных бюро 17 стран мира: "Даже из Индии одна была".
Проходил конкурс в два этапа: по итогам первого сначала отобрали по пять лучших проектов на каждую станцию, а 13 ноября - окончательные результаты. Общее условие для всех участников конкурса: в проект должны быть заложены только отечественные материалы и цена дизайна каждой станции вместе с работой должна быть не более 5% от стоимости строительства всей станции. Говоря о проектировщиках Nefa Architects, которой решено доверить станцию "Солнцево", Марат Хуснуллин рассказал: "Несмотря на иностранное название, это российская компания. Нам понравилось, что предложенный ими проект действительно солнечный - станция пронизана солнцем и солнечными бликами".
"Это достигается с помощью перфорированных отверстий на потолке, через которые во входной павильон льется дневной свет, а на платформу - искусственное освещение", - позже раскрыл журналистам секрет главный архитектор проекта Дмитрий Овчаров. Света под землей, по его словам, добавляет и белый цвет станции, которая будет построена в основном из металла. Даже традиционные лавочки там заменят металлические цилиндры, на которых впрочем, можно будет посидеть и вдвоем. Что интересно: мнение жюри полностью совпало с мнением москвичей, которые высказали его на мобильном приложении "Активный гражданин". Большинство горожан проголосовали также за солнце.
А вот по поводу оформления станции "Новопеределкино" мнения жюри и жителей столицы разошлись. Профессионалы и в этом случае готовы были отдать первенство Nefa Architects, а москвичам больше понравился проект рижской компании URA. В итоге жюри под руководством Марата Хуснуллина решило прислушаться к мнению горожан. "Тем более что дизайн у рижан действительно хорошо отработан, - объяснил свою позицию заммэра. - Ее решение предложено в форме леса, а своды с колоннами ассоциируются с чисто традиционно русской, и даже московской, архитектурой".
Оценить свой выбор москвичи смогут в 2017 году, когда, как подтвердил Марат Хуснуллин, планируется ввести эти станции в строй. Заммэра признался, что удачный опыт воодушевил столичные власти и они намерены и впредь продолжать практику проведения международных конкурсов. Очередной, по его словам, может быть при сооружении второго пересадочного контура и станции "Нижние Мневники", которую планируется построить у нового Парламентского центра в Мневниковской пойме.
Столичные власти уделяют самое пристальное внимание работе столичной подземки, поставив перед собой задачу сделать ее максимально комфортной и безопасной. Поэтому так важно, где и в каких условиях ремонтируются вагоны. Как достраивается в Митино первая очередь самого современного депо в столице, оценил мэр Москвы Сергей Собянин.
Напомню: первое электродепо, построенное за последние 18 лет в Братеево, открылось в начале этого года. Оно в сутки обслуживает до 40 поездов Замоскворецкой линии. Но большую часть поездов обслуживают старые депо. Например, как напомнил мэр, 81 поезд Арбатско-Покровской линии проходит ежедневный осмотр в "Измайлово", которое появилось еще в 1950 году. Конечно, и в этом депо трудятся мастера своего дела, в качестве работы которых сомневаться не приходится, но все-таки за 60 с лишним лет и оборудование заметно обветшало, и условия труда оставляют желать лучшего. Не то, что в современных депо, где, помимо чисто технических новшеств, вроде стендов для диагностики и испытаний узлов и агрегатов, имеются бассейн, сауна, тренажерный зал, комнаты отдыха с мягкими диванами и креслами для рабочих. "Есть депо упрощенные, наподобие гаражей, где вагоны просто отстаиваются и моются, а есть по сути метрозаводы, где делается текущий, средний и капитальный ремонт, то есть фактически происходит полная разборка и сборка составов, - рассказал заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - К таким относятся элетродепо "Братеево" и "Митино".
По словам Сергея Собянина, электродепо "Митино" будет обслуживать составы, курсирующие на четырех ветках: Арбатско-Покровской, Бутовской, Филевской и Кольцевой. До конца этого года введут в эксплуатацию ангары, где составы просто отстаиваются ночью. Вмещаться там будет до 50 поездов. "Сейчас работы на первой очереди выполнены на 98%, остались небольшие пусконаладочные доделки", - сообщил заммэра. А до конца следующего года появится еще целый комплекс ремонтных мастерских. В год там будет капитально обновляться до 200 вагонов, а также ежемесячно ремонтироваться до 120 тяговых двигателей, 365 колесных пар и 40 компрессоров. В сутки техобслуживание там смогут проходить 47 составов.
До 2020 года в Москве построят и реконструируют 13 электродепо. Это важно. Ведь если сейчас москвичей перевозят около 5 тысяч вагонов, то через восемь лет их будет в 1,5 раза больше, то есть до 6,5 тысячи. К тому же на смену морально и материально устаревшим, отслужившим по 35-40 лет, придут 3 тысячи вагонов новой модификации, созданных на платформе уже известного поезда "Русич". Начались и поставки новых вагонов на Тимирязевскую линию по контракту, заключенному в марте с Метровагонмашем. До 2017 года обновится вся эта ветка: на ней будут ходить 832 современных вагона со сквозным проходом. На очереди по обновлению Калужско-Рижская линия: для нее закупят 736 вагонов.
Подготовила Ольга Игнатова