Основной рост экспорта пришелся, как и раньше, на крупный бизнес, но за прошлый год серьезно вырос экспорт от небольших компаний, которые появились после начала предоставления им налоговых льгот. По итогам года доля компаний малого бизнеса в экспорте ПО составила 60%. По оценке аналитиков, компании, пользующиеся льготами по страховым взносам, растут в 5 раз быстрее и демонстрируют более высокие показатели экспорта по сравнению с теми компаниями, которые не воспользовались льготами. В целом льготный режим позволил российским софтверным компаниям увеличить оборот в 2013 году на 1,16 млрд долларов, а экспорт - на 490 млн. Аналитики прогнозируют, что ежегодный рост экспорта ПО в ближайшие два года составит 15%.
Согласно результатам исследования, поставкой ПО или услугами по его разработке для зарубежных клиентов занимаются примерно 1600 российских компаний из 50 городов.
По мнению экспертов, российские программные продукты и разработчики будут и дальше востребованы за рубежом. "Наши специалисты на хорошем счету благодаря хорошему базовому образованию, - отметил гендиректор компании First Line Software Александр Поздняков. - В том или ином виде продукты российских компаний присутствуют на рынках всего мира. Если говорить об услугах заказной разработки ПО, то, по нашему опыту, 30% клиентов приходится на заказчиков из США, 30% - на Западную и Центральную Европу, треть - на Россию. Есть заказы из Южной Кореи и, например, из Турции. Мир IT очень интернационален".
"Популярен российский софт и в Азии, и во многих странах Европы. Традиционно самая популярная у российских программистов страна в Азии - это Вьетнам. Также много российских компаний в Сингапуре", - отметил руководитель Qrator Labs Александр Лямин.
Одной из основных проблем, которая тормозит рост экспорта российского софта, - отсутствие необходимого уровня маркетинга. "К сожалению, как такового термина "российский софт" у нас нет: существуют инженерные продукты, созданные "российскими мозгами". В России традиционно плохо развиты маркетинг и управление - у нас в стране еще нет подобной культуры. Поэтому во многих случаях инженерная составляющая - это русские, а маркетинг и продвижение осуществляется специалистами из США или других стран, - объяснил Александр Лямин. - Но продукты, создаваемые российскими инженерами, достаточно популярны за рубежом. Это и коммерческий софт, и ПО с открытым исходным кодом. Однако зачастую в зарубежных странах совершенно непринципиально, кем и где сделан тот или иной продукт. Гораздо важнее другие параметры: новизна, инновационность. Этим как раз могут "похвастаться" российские инженеры".