Сам выбор известнейших авторов и их сочинений подчеркнул сложность задачи: "здесь Русью пахнет" - этими пушкинскими словами можно было бы охарактеризовать все три прозвучавшие в этот вечер партитуры. Здесь чудесная музыкальная зарисовка Анатолия Лядова "Кикимора" с образом загадочного фантастического существа из русской сказки. И редко звучащий Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева - вообще-то общепризнанного европейца, но именно в этом сочинении запечатлевшего интонации русского мелоса. И, конечно, Вторая симфония Сергея Рахманинова с ее лавиной прекрасных "бесконечных" мелодий и невероятным по силе ощущением контрастов и полноты жизни - настоящий музыкально-философский роман в четырех частях. Такая программа требует от музыкантов недюжинной выносливости, эмоциональных и физических затрат - настоящая проверка на прочность и класс.
Очередная московская презентация дала возможность оркестру продемонстрировать свои лучшие качества: прекрасную ансамблевость и баланс, высокое качество солистов разных групп, экспрессивную мощь звучания. В трактовках Дмитрия Лисса были подчеркнуты характерные детали оркестрового письма всех трех композиторов: тончайшая колористическая звукопись в "кикиморе", полифоническая фактура Концерта, отличное чувство формы и разворачивающейся на наших глазах музыкальной драматургии - в Симфонии.
Выступавший с оркестром скрипач Сергей Крылов - несомненный виртуоз, один из ведущих музыкантов своего поколения. Уехавший в начале 90-х на Запад и состоявшийся там, он несколько лет назад вернулся и в российское концертное пространство. И первым городом и оркестром, с которыми он тогда выступил, - были Екатеринбург и УАФО.
Турне Уральского оркестра, начавшееся по сути с кульминации, продолжилось в российских городах Рязани, Ярославле и Рыбинске, где с оркестром в качестве солиста выступал молодой пианист Филипп Копачевский. Практика гастролей по стране когда-то давала возможность музыкальным коллективам оставаться "в контексте" и держать хорошую форму. Сегодня по России иногда гастролируют только столичные коллективы, а практики "горизонтальных связей" нет совсем. Уральский оркестр стал первым из региональных, кто возобновил регулярные гастроли не только за рубеж и в столицу, но и по стране. Во всех трех городах концерты проходили при заполненных залах и на большом эмоциональном подъеме. По окончании Второй симфонии - зал, как правило, вставал (это удивительно трогательное выражение восторга и уважения свойственно многим зарубежным аудиториям, а в России - именно провинциальным концертным и театральным залам!) А местные музыканты, пришедшие послушать коллег, говорили, что их площадки не обделены вниманием московских оркестров, но те привозят в провинцию, как правило, облегченные концертные программы популярной музыки - как бы в расчете на не слишком продвинутую аудиторию, или просто берегут свои силы. В Рязани так и сказали: когда здесь звучала Вторая Рахманинова - вообще неизвестно, и за это особая благодарность.
После российской части турне уральский оркестр отправился в Европу, и сегодня у него второй концерт в знаменитом Stefaniensaal австрийского Граца. Затем уральцев ждет Любляна.
Александр Чайковский, композитор:
Все последние годы, что уральский оркестр приезжает в Москву, мы ждем выдающихся выступлений, именно это сегодня и произошло. Оркестр демонстрирует совершенно европейский класс и высокий уровень. Замечательно сыграл Сергей Крылов Концерт Прокофьева, я бы особенно подчеркнул изумительную связь солиста и оркестра. В этом концерте куча нюансов, он изящен и обладает тысячью мельчайших подробностей и поворотов, которые у многих солистов обычно "пробалтываются". А здесь это было вкусно, рельефно -просто здорово. А Вторая Рахманинова просто - стихия Дмитрия Лисса, и хотя эта симфония уж столько раз слышана-переслышана, я получил большое удовольствие. Так что для меня встречи с Уральским оркестром - всегда предвкушение хорошей музыки.
Вадим Журавлев, критик, советник Президента Московского международного Дома Музыки:
Я видел на концерте музыкантов из разных московских оркестров - но я бы специально раздавал им билеты на все концерты Уральского филармонического. Важно показать Москве и Питеру, что в Екатеринбурге есть оркестр, который запросто обгоняет многие столичные коллективы по исполнительскому классу, по удивительно тонкому диалогу дирижера и музыкантов. За это надо сказать спасибо Дмитрию Лиссу: его многолетняя работа с этим коллективом сделала УАФО на самом деле оркестром европейского уровня. И со времен Евгения Светланова я не слышал такого качественного исполнения Второй симфонии Рахманинова.
Алексей Шалашов, генеральный директор Московской филармонии:
Мы очень рады, что оркестр стал постоянной составляющей московских филармонических абонементов. В этой роли хотели бы оказаться многие, но все решает качество: один раз можно собрать зал, но как сделать, чтобы пришли на следующий концерт? Приезда уральского оркестра московская публика всегда ждет, и это высший показатель признания его мастерства.