Новости

19.11.2014 00:52
Рубрика: Власть
Проект: Авто

Не заплатишь - не поедешь

ГАИ дала разъяснения, как водителей будут наказывать по-новому
Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вступили в силу 15 ноября, прокомментировали читателям "Российской газеты" представители Госавтоинспекции России.

На вопросы читателей отвечали заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин и начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ОБДД МВД России Андрей Клименко.

Напомним, что с 15 ноября водители не могут безнаказанно, пользуясь несовершенством закона, видоизменять номера, а также применять специальные технические средства для их сокрытия. Также теперь водители мопедов будут отвечать по всей строгости закона, предусмотренной именно для водителей. А не отделываться легкими штрафами за серьезные нарушения.

36 миллионов штрафов выписано по нарушениям, выявленным приборами автоматической фотовидеофиксации за десять месяцев этого года. Всего же постановлений о штрафах вынесено около 57 миллионов

Владимир Викторович, после изменения правил кто сейчас может сесть за руль мопеда? Ответственность за управление без прав уже есть, а экзамены на право управления такой двухколесной техникой еще не принимают.

Владимир Кузин: Не думаю, что из-за этой нестыковки могут возникнуть какие-нибудь серьезные проблемы. Сейчас уже зима наступает, сезон мопедов закрыт. Большинство поставили их на прикол. К тому же в соответствии с законом управлять такой категорией транспортных средств могут лица, имеющие любую водительскую категорию. Значит, достаточное количество людей может просто-напросто сесть на мопед и им управлять. И таких владельцев мопедов у нас большинство. А вот тем, кто априори не имеет водительских прав, придется обучиться, сдать экзамен и получить водительское удостоверение. Иного просто не дано.

Права вернут, но с условием

Вопрос из Хабаровска. Водитель, лишенный права вождения, после истечения срока должен сдать экзамен, то есть подтвердить знания дорожного движения. Порядок приема всего этого разработан?

Владимир Кузин: Хороший вопрос, весьма актуальный, учитывая то, что нормы, которые вы назвали, вступили в силу аж в прошлом году, в сентябре. В соответствии с ними предусмотрено, что порядок возврата водительских удостоверений лицам, лишенным права управления, определяется правительством РФ. На сегодняшний день проект постановления правительства разработан. Он находится в правительстве на утверждении. Мы надеемся, что в ближайшее время он все-таки выйдет. Тогда водители, совершившие правонарушения, за которые были лишены права управления, будут возвращать водительские удостоверения в соответствии с тем порядком, который предусматривает закон.

Новый порядок возврата прав предполагает не только проверку знания правил, но еще и обязательное погашение всех долгов.

Владимир Кузин: Да, но это уже в соответствии с нормами нового закона, вступившего в силу 15 ноября. Он предопределил, что лица, лишенные права управления, в случае возврата удостоверения должны будут погасить все задолженности по уплате штрафа. Это связано с тем, что, к сожалению, на сегодняшний день у нас довольно большое количество граждан не исполняют установленные законом обязанности по добровольной уплате штрафов. Возникают ситуации, когда у людей долгов накапливается очень много. И в случае лишения права управления даже на небольшой срок, а вы знаете, у нас минимальный срок один месяц, получая водительское удостоверение, он дальше безнаказанно продолжает ездить. Поэтому закон и ввел подобную норму. Это одно из условий возврата прав. Первое условие заключается в том, что лицо, лишенное права управления, должно будет пересдать знания дорожного движения. Второе условие касается отдельной категории лиц: это те, которые лишены прав за управление в состоянии опьянения или отказавшиеся от медосвидетельствования. Для них предусмотрено обязательное прохождение медицинского обследования на предмет состояния здоровья, может ли он управлять транспортным средством.

По сути это получение той же самой медсправки?

Владимир Кузин: Конечно. Справка - это итоговый документ, который подтверждает то, что гражданин по своим медицинским показаниям может управлять транспортным средством. Новым законом, который вступил в силу с 15 ноября, введено еще одно условие: те лица, которые лишены права управления, должны будут подтвердить, что у них нет долгов перед государством.

Я могу пояснить ситуацию. Введенная в прошлом году мера ответственности по статье 12.8 КоАП, то есть за состояние опьянения, состоит из основного и дополнительного наказания. То есть помимо того, что водитель лишается прав, он должен еще заплатить штраф. Сумма штрафа очень значительная - 30 тысяч рублей. За повторное нарушение - 50 тысяч рублей. Если бы не была введена норма по обязательной уплате штрафа при возврате прав, то гражданин нес только одно из наказаний, которое предусмотрено данной статьей. Лишение закончилось - права получил - поехал дальше. А штраф не заплатил. Сейчас, не заплатив штраф, то есть не исполнив полностью назначенное наказание, гражданин просто не получит водительское удостоверение.

Машина - под залог

Минюст предложил более радикальное средство против пьянства за рулем - отдавать машину нетрезвого водителя только под залог в размере штрафа. Это будет действенной мерой?

Владимир Кузин: Это немножко другая история. Дело в том, что минюст подготовил законопроект в исполнение поручения комиссии по безопасности дорожного движения. Вы помните, после того случая, который был связан с наездом на детей на Минской улице, возникла необходимость такого подхода к ужесточению. Эта задача поэтапно решается с прошлого года, когда была введена санкция в виде штрафа с лишением права управления.

Минюст подготовил законопроект, который предполагает тоже некое ограничение для того, чтобы нетрезвый нарушитель не выезжал на дорогу. У нас применяется мера обеспечения в виде задержания транспортного средства. Но эта мера возможна до устранения причин задержания. В данной ситуации устранение причин задержания - это либо приход на следующий день абсолютно протрезвевшего водителя, который был нарушителем, либо предоставление права другому лицу, которое может управлять задержанной машиной, в нормальном состоянии. Минюст вводит здесь дополнительные меры обеспечения, связанные с залогом данного транспортного средства. Оно заключается в том, что машину можно забрать только в том случае, когда либо будет уплачен назначенный штраф в соответствии с принятым решением суда, либо уплачен залог в максимальном размере этой санкции статьи до принятия судебного решения. То есть понятно, что в момент совершения правонарушения у этого водителя вряд ли окажется с собой такая большая сумма.

Кроме того, это накладывает серьезные экономические ограничения на использование автомобиля. Вы помните, были споры вокруг вопроса о конфискации транспортного средства? На сегодняшний день наше юридическое сообщество и законодатель не пришли к пониманию того, что у таких людей нужно отбирать транспортное средство, исключить его из процесса движения. Поэтому и предложена пока такая мера. Какое она окажет воздействие на данную категорию нарушителей, покажет жизнь. Но пока это только предложения, которые разработаны. Когда они будут реализованы уже непосредственно Госдумой в виде закона, мы пока предположить не можем. Я думаю, что это все равно должно состояться.

Вы поддерживаете эти предложения?

Владимир Кузин: Мы этот закон разрабатывали совместно с министерством юстиции. Мы его согласовали, и он ушел в правительство. Более того, там принимаются меры, в том числе и связанные с обеспечением неотвратимости наказания по вопросу уплаты штрафов.

Этим же законопроектом минюста предусматривается введение ограничений на осуществление юридически значимых действий в случае задолженности перед государством. То есть, если у человека есть задолженность по штрафам и он ее не исполняет, то осуществить какие-то юридически значимые действия он не сможет. Какие именно действия, определит правительство. Например, по нашей линии, придет человек регистрировать транспортное средство, и если за ним числится долг, то ему просто откажут в регистрации на основании закона, пока он не исполнит обязанность перед государством, то есть не заплатит все штрафы.

Не заплатил - посадят

А то, что происходит сейчас в тех же регистрационных подразделениях, когда человеку выкатывают перечень штрафов и отправляют - сначала оплати, а потом поставим на учет?

Владимир Кузин: Это неправильно, если именно так осуществляется. Естественно, у нас нет оснований для отказа в регистрации в подобной ситуации. Но мы как лица, наделенные полномочиями, обязаны привлечь гражданина к ответственности по статье 20.25, что и делается. То есть должностное лицо обязано возбудить дело по этой статье, доставить лицо в суд, и дальше уже как суд решит. Такая работа в наших подразделениях проводится.

А по статье 20.25 предусмотрен штраф в двойном размере.

Владимир Кузин: А также обязательные работы либо арест на срок до 15 суток.

Так все-таки по поводу приема знаний правил у лишенных прав. Как предполагается сам процесс сдачи?

Владимир Кузин: Он не будет ничуть отличаться от того приема теоретического экзамена, который на сегодня осуществляется при получении права управления.

Его нужно будет проходить в экзаменационных подразделениях?

Владимир Кузин: Да.

То есть человек перед тем, как пойти за правами, должен пойти в экзаменационное подразделение и сдать экзамен?

Владимир Кузин: Можно, конечно, предвосхитить суть этого постановления правительства, в котором будет прописана вся процедура. Но пока это проект, вдруг какие-то фразы там изменятся и мы сейчас исказим суть. Я бы пока не хотел раскрывать его текст, чтобы не ввести граждан в заблуждение. А то скажут потом, что разъяснил так, а написано другое. Пока документ не подписан, не зарегистрирован, лучше не апеллировать к нему.

Будет ли разрабатываться регламент под постановление правительства о процедуре возврата прав?

Владимир Кузин: Это не требуется. Сама процедура приема теоретического экзамена прописана в постановлении правительства, которое вступило в силу с 1 ноября. Кроме того, под него же будет прописан "Административный регламент приема экзаменов". Там будут некие определенные условия, потому что это не вопрос, связанный с добровольным получением прав, а здесь вынужденная мера, которая введена государством. В регламенте будут учтены особенности приема экзамена у тех, кто возвращает права после лишения.

Хочу - плачу, хочу - катаюсь

У нас с 15 ноября ушла такая мера обеспечения, как запрет эксплуатации транспортного средства со снятием регистрационных знаков?

Владимир Кузин: Да, исключается такая мера обеспечения. С 15 числа она уже не применяется. Мы подготовили и разослали разъяснения на места, что в случае обращения гражданина после 15 числа по возврату регистрационного знака его должны вернуть по первому требованию.

То есть даже если водитель не устранил причину запрета эксплуатации, знаки с его машины обязаны вернуть?

Владимир Кузин: Никаких действий, связанных с проверкой устранения причины запрещения эксплуатации, соответственно проводиться не должно. Надо просто вернуть номера владельцу.

На что у нас распространялся запрет эксплуатации?

Андрей Клименко: Статьи 12.4 и частей 2 - 7 включая все части с апострофами статьи 2.5, то есть перечень неисправностей и условий, с которыми запрещена эксплуатация. Но если вспомнить историю КоАПа, то нормы касающейся снятия номеров за тонировку раньше не было, ее ввели в 2010 году. Если есть перечень неисправностей и условий, с которыми запрещена эксплуатация, то главная обеспечительная мера должна быть в голове водителя. Если есть определенные условия, ты не должен выезжать на дорогу.

Есть норма в правилах, которая запрещает вообще движение при ряде условий. Это неисправные стеклоочистители, негорящие фары в ночное время. В этой ситуации, понятно, просто двигаться невозможно. А есть условия, с которыми двигаться можно, но с крайней осторожностью.

Также в статье 12.37 - не застрахована автогражданская ответственность - была предусмотрена такая мера обеспечения.

И как теперь будет в случае, если водитель едет без ОСАГО?

Владимир Кузин: Точно так же, как было ранее. Если водитель не застраховал свою гражданскую ответственность в соответствии с законом, то инспектор назначает наказание в виде штрафа - 800 рублей. Санкции за данное правонарушение не были изменены. Но законодатель может следить за статистикой. И если количество правонарушений по данным статьям пойдет вверх, то он должен отреагировать путем увеличения санкций. Ведь мера обеспечения это не санкция, но она была серьезным препятствием для совершения правонарушения. Это уже вопрос законодателя.

То есть теперь тот мизерный штраф, который сейчас предусмотрен за отсутствие ОСАГО, должен остановить нарушителя?

Владимир Кузин: По статье 12.37, честно говоря, не так уж много народа и привлекается. За 11 лет применения закона об ОСАГО люди привыкли страховать свою ответственность. Заплатить небольшие деньги и уйти от многих проблем, которые возникают после совершения ДТП. Более того, на сегодняшний день у нас очень распространено добровольное страхование КАСКО. А учитывая, что в части упрощенного оформления аварии без вызова ГИБДД его приравняли к ОСАГО, то жить стало еще легче. Чаще по статье 12.37 привлекают граждан за безалаберность: забыл вовремя перестраховать, забыл вписать кого-то в полис, когда возникла необходимость передать управление другому лицу. Более того, нельзя зарегистрировать транспортное средство, пока не застрахуешь свою ответственность. Страхование не может быть осуществлено, пока не будет пройден техосмотр.

Улыбайтесь, вас снимают

Вместо понятых теперь можно использовать видеосъемку. Возникает вопрос: это должен быть какой-то некорректируемый видеоматериал?

Владимир Кузин: Совершенно необязательно. Дело в том, что доказательства принимаются судьей. И судья определяет, может он принять эту съемку в виде доказательства или не может. Это его право. А мы должны соблюсти определенные условия.

Но на видео не будет видно, что у человека покраснение кожных покровов лица, что у него запах алкоголя изо рта.

Владимир Кузин: А этого и не должно быть. Здесь фиксируются действия. Лицо, которое снимает и комментирует, говорит о том, что осуществляются такие-то действия. По какой причине? Потому что у освидетельствуемого лица мы видим визуально покраснение глаз. Кроме того, очень невнятная речь. Плюс запах алкоголя изо рта. Это все фиксируется. Ведь понятые точно так же не приходят и не смотрят в глаза, они просто наблюдают за фиксацией действий. И подписывают своей подписью.

Допустим, при досмотре снимают человека, потом выключают камеру. Подкидывают пакетик, включают камеру обратно.

Владимир Кузин: Такое можно проделать и в присутствии понятых. Один сотрудник что-то делает, а второй подошел и задал вопрос понятому, тот отвернулся, а другой инспектор что-то подкинул.Извините, фантазировать можно по поводу каких-то неправильных действий в огромных количествах. Здесь это абсолютно не аргумент. Любой закон пишется и направлен на абсолютно законопослушных граждан. Неважно, гражданин это либо это должностное лицо, которое применяет закон. А то, что идут нарушения как со стороны простых людей, так и со стороны должностных лиц, это уже совсем другое. Это уже другая квалификация.

Понятые в любом процессе, что в уголовном, что в административном, это просто сторонние наблюдатели.

Человек может настоять на том, чтобы действия проводились в присутствии понятых?

Владимир Кузин: Нет, это на усмотрение должностного лица.

Андрей Клименко: Если инспектор не уверен в своей способности достоверно заснять действия, тогда он пригласит понятых. Более того, был проработан вопрос и внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, и сейчас следственные действия могут осуществляться без понятых. А у нас упрощенный порядок, и мы должны бегать, искать людей. Ведь административное производство и уголовно-процессуальное производство - это две большие разницы. В административном все несколько проще. Здесь речь идет не о преступлении, а о правонарушении. В связи с этим более укороченный порядок рассмотрения, сроки рассмотрения. Совсем другие санкции.

Срок не повод для отмены

Кстати, по срокам рассмотрения. Теперь для вынесения постановления по фотовидеофиксации установлены довольно оперативные сроки - 15 дней.

Владимир Кузин: А они существовали и раньше, просто не были прописаны в законе.

Андрей Клименко: Существовало двойственное толкование. Кто-то из наших сотрудников выносил постановление в течение этих 15 дней. И таких, кстати, большинство. А кто-то в пределах двухмесячного срока.

Но не более двухмесячного? Было нормально получить "письмо счастья" спустя два, а то и три месяца.

Владимир Кузин: Это вопросы к почте. Надо посмотреть по реестру, когда было отправлено постановление. В большинстве своем это зависит от нагрузки, от объема материала, который приходится обрабатывать, а не от того, что сотрудник специально умышленно тянет, не отправляет.

Запоздание письма не влияет на сроки обжалования?

Владимир Кузин: Не влияет. У гражданина срок на обжалования - 10 дней - начинается с момента доставки письма. Дата стоит на конверте.

Но, с другой стороны, если постановление было оформлено с нарушением сроков, позже, чем через 15 дней, почему это не должно быть поводом для обжалования?

Владимир Кузин: Если постановление вынесено на 16-й день или 25-й, это не является основанием для его отмены. Это не пресекательный срок. Это нарушение порядка, за которое инспектор должен нести дисциплинарную ответственность.

Андрей Клименко: На самом деле инспектор заинтересован в скорейшем вынесении постановления, потому что в случае обжалования у него еще по срокам останется возможность привлечь к ответственности то лицо, которое на самом деле нарушило правило. Такая возможность тоже появилась благодаря этому документу.

Владимир Кузин: Речь идет о том, что постановления по фотовидеофиксации выносятся в отношении автовладельца. Если он обжалует это постановление на том основании, что не он в момент нарушения управлял машиной. Например, машина уже продана или передана кому-то по доверенности. Если он предоставит данные водителя, то теперь инспектор сможет привлечь к ответственности того, кто действительно находился за рулем. Раньше такой возможности не было.

Также у вас появилась возможность переквалифицировать правонарушение?

Владимир Кузин: Да, теперь, если водитель не согласен с вменяемым ему правонарушением, мы можем пересмотреть дело. Например, инспектор посчитал, что водитель ехал по встречной полосе в нарушение правил. Однако водитель утверждает, что он не ехал по встречной полосе, а совершал левый поворот в нарушение правил. То есть нарушение было, но не то, которое ему вменил инспектор. И если позиция водителя доказана, то раньше дело просто прекращалось. А возбудить другое дело в отношении того же лица и по тем же обстоятельствам было нельзя. Теперь инспектор сможет переквалифицировать его нарушение по другой статье.