Молога
Судьба Мологи наиболее трагична. Это один из двух полностью прекративших свое существование городов, попавших в зону затопления. Обычно города переносили на новое место. Мологу же полностью уничтожили. Попытка создания "Новой Мологи" была - в поселке Слип на окраине Рыбинска, но ничего не получилось.
Переселение жителей началось осенью 1936 года, под зиму. Деревянные дома раскатывались по бревнышку и сплавлялись по реке. Собирать их на новом месте приходилось из сырых, не успевших просохнуть бревен. Электричества, воды, коммуникаций не было. Вместо огородов - свежеспиленный и невыкорчеванный лес. Условия существования были настолько тяжелыми, что люди старались перебраться в другие, более обжитые места.
В этом году Мологе исполнилось бы 865 лет. История городка - ровесника Москвы, до ХХ века типична. Сначала это было небольшое селение на возвышенности при слиянии двух рек - Мологи и Волги. С XVIII века, по указу Екатерины II, это уже уездный город. Он развивается как купеческий, торговый и ремесленный городок. Далеко за пределами Ярославской губернии Молога славилась своими заливными лугами, сеном и, как следствие, высококачественными молочными продуктами.
Когда создается любое водохранилище, его ложе в обязательном порядке очищается от всех строений и деревьев - от всего, что может помешать судоходству. Если деревянные дома раскатывались и переносились, то каменные строения разрушались. Но вот взорвать храмы - а четыре каменных церкви, построенные в разные эпохи, в разных стилях, и Афанасьевский монастырь XV века были настоящими архитектурными жемчужинами Мологи - оказалось делом не простым в буквальном смысле слова. Разрушить церкви до основания так и не удалось, и именно они, выходя из воды, создают сегодня славу Мологи как града Китежа советского периода.
Несколько лет назад в прессе появились сведения, что при затоплении Мологи почти 300 человек отказались покидать родной город и, примотав себя цепями к домам, предпочли погибнуть. При этом исследователи ссылаются на один единственный документ - рапорт начальника Мологского отделения лагпункта Волголага лейтенанта госбезопасности Склярова, оригинал которого утерян. Гидростроители считают, что это маловероятно, так как, во-первых, все жилые дома были разрушены, а, во-вторых, Рыбинское водохранилище заполнялось не одномоментно. Отселять жителей Мологи начали в 1936 году, этот процесс продолжался несколько лет. Заполнение водохранилища началось перед войной, в 1941 году. А под водой Молога скрылась только в 1946-м. Кто, когда и к чему, в таком случае, должен был себя привязывать? Кроме того, память о трагедии, тем более с таким большим количеством жертв, сохранилась бы наверняка не только в одном единственном рапорте лейтенанта Волголага.
Корчева
Еще один город полностью прекративший свое существование в результате строительства водохранилища - на этот раз Иваньковского. История Корчевы во многом похожа на историю Мологи. Она также находилась на месте слияния двух рек, на высоком правом волжском берегу. Развивалась сначала как торговое село, потом как уездный город. К началу века в Корчеве было несколько заводов - по производству патоки, пива, пряников и кирпича.
При строительстве канала имени Москвы Корчева попала в зону затопления. По некоторым сведениям, город скрылся бы под водой на две трети. Тем не менее, было принято решение перенести его - в поселок Конаково, который при этом получил статус города, а Корчева была официально исключена из адресных реестров. Как и в случае с Мологой, деревянные дома разбирали и ставили заново на новом месте, каменные разрушали. В Конаково до сих пор сохранилась целая улица из бревенчатых срубов, перевезенных из Корчевы. Вместе с остальными постройками были взорваны и три корчевских храма. При этом, по некоторым свидетельствам, к уничтожению Корчевы подходили намного более тщательно, чем к Мологе, словно стремились к тому, чтобы ничего не напоминало о существовании города, в том числе и в незатопленной части. Так, взрывали не только каменные дома, но даже фундаменты от деревянных. Сады вырубали и на их месте высаживали лес.
На сегодняшний день на возвышенности сохранился фундамент Казанской церкви, кладбище при ней и каменный дом купцов Рождественских. Как говорят специалисты, типичный для городской застройки начала ХХ века. Видимо, он уцелел чудом. Но на месте города - ни мемориала, ни памятной таблички. Да и добраться в Корчеву можно только по воде - нет даже дорог, ведущих к бывшему городу через леса и болота.
Калязин
Еще один старинный волжский городок в Тверской области. Основные вехи его истории, как под копирку, списаны с Мологи и Корчевы: образован при слиянии двух рек, первые упоминания относятся к XII веку, в конце XVIII указом Екатерины II получил статус уездного города. Но, в отличие от Мологи и Корчевы, Калязин существует по сей день. Сложно сказать, чем руководствовались власти, принимая решение уничтожить Корчеву, но сохранить Калязин - оба города затапливалась на две трети. Но факт остается фактом: Калязин остался на своем месте, хотя под водой оказалась именно территория исторической застройки, в том числе два монастыря, Троицкий и Николо-Жабенский с их архитектурными ансамблями XVI - XVII веков.
Частично сохранилась Вознесенская церковь, относившаяся к Никольскому собору монастыря, которая строилась как кладбищенская. На месте старого кладбища в Калязине в советские времена построили стадион, здание же церкви передали хлебокомбинату и использовали как склад. Сейчас это действующий храм, в котором проходят богослужения. Туристы отмечают несомненное сходство Воснесенской церкви со знаменитой затопленной колокольней Никольского собора, ставшей символом города, - обе созданы в стиле классицизма.
Колокольня - все, что осталось, собственно, от самого монастыря. При заполнении Угличского водохранилища в 1940 году колокольню решено было оставить в качестве маяка. В этом месте Волга делает резкий поворот, и другие знаки, бакены, просто не видны судоводителям. Первый ярус колокольни скрылся под водой. За 40 лет вода размыла фундамент, и в какой-то момент колокольня накренилась. Были планы ее снести. Но в конце 1980-х основание укрепили, а вокруг самой колокольни сделали небольшой искусственный островок из насыпного грунта. В этом году из-за маловодья колокольня оказалась полностью на суше.
Сейчас верующие считают калязинскую колокольню "символом непотопляемости православной России", а городские власти надеются войти в федеральную программу реставрации и привести главную достопримечательность в порядок.
Весьегонск
Весьегонск - маленький городок в Тверской области, на несколько веков моложе своих собратьев. В 1940-х годах, при наполнении Рыбинского водохранилища, он полностью попадал в зону затопления. Поэтому было принято решение жителей отселить и отстроить город заново на более высоком месте. При этом Весьегонск полностью лишился "исторической" части, в том числе нескольких старинных храмов.
Примечательно, что местные жители собирались перенести город на возвышенность чуть ли не все время существования Весьегонска, так как во время половодья вода затапливала 16 из его 18 улиц. В это время передвигаться по ним можно было только на лодках или на плотах. Специально для пешеходов в это время прокладывалось что-то вроде наплавных "дорожек" или плавающих "мостов" из бревен. По ним и ходили.
Перенос Весьегонска осуществлялся так же спешно, как и Мологи, Корчевы. Вот как об этом рассказывает один из очевидцев событий, чьи воспоминания хранятся в местном краеведческом музее: "Перенос непосредственно весьегонских домов осуществлялся силами крестьян из близлежащих колхозов. Существовала норма: одна лошадь должна быть тащить в среднем 3,5 бревна. Однако сердобольные крестьяне жалели свою скотинку и нередко "теряли" бревнышко по дороге. Порой такие "потери" приобретали глобальные масштабы. Так, полностью исчезло здание народного просвещения. Процветало воровство. Подрядчики, работавшие на разборке немногочисленных каменных зданий, продавали кирпич как свою собственность. Возводимые на новом месте, часто в условиях зимней стужи, дома теряли элементы уникальной резьбы, мезонины и целые этажи, утрачивали свою самобытность. Сроки переноса 700 весьегонских жилых зданий срывались, и нередко, чтобы поторопить жителей, с их домов срывали кровлю. Не хватало и свободных площадок для новоселов, и если первые возрождали свои дома на пустырях, то последним приходилось валить лес на месте своих будущих подворий. "
В Весьегонске до сих сохранились целые улицы старинных деревянных домов, а также три храма: Казанская, Троицкая церкви и храм Иоанна Предтечи. Развалины Казанской церкви и являются главной достопримечательностью Весьегонска.
Казанская церковь была построена на Соколовой горе в 1811 году как неотапливаемый "летний" храм. Он был пятиглавым. В 1820-м к нему пристроили колокольню, а в 1868 - "теплую" Троицкую церковь. После заполнения Рыбинского водохранилища этот ансамбль оказался прямо на его берегу. Сейчас храм находится в полуразрушенном состоянии, в абсолютном запустении, хотя кое-где внутри до сих пор жива роспись и фрески, а во внешнем облике угадываются черты двух архитектурных стилей - классицизма и барокко.
Пучеж
Городок со смешным названием Пучеж - райцентр в Ивановской области. Краеведы предполагают, что название "Пучеж" происходит от глагола "пучить", связанного с рельефом берега, или от существительного "пучина" - "омут, водоворот".
История Пучежа также делится на "до" и "после", "водоразделом" стало создание Горьковского водохранилища в середине 1950-х годов. Основанный предположительно в XV веке, в XIX веке Пучеж стал известен на всю Россию как главная бурлацкая "ярмарка вакансий". Бурное развитие было связано с тем, что пучежские купцы стали заниматься продажей зерна и льна, водили большие караваны барж на самый большой "хлебный рынок" страны в Рыбинск. А мещане занимались судовым промыслом. В год в Пучеже строилось до 35 судов, в основном барж для перевозки зерна. Не удивительно, что к началу навигации в городке собирались бурлаки - их численность до шести раз превышала число местных жителей. Пучеж также был одним центров рукоделия и торговли льном.
Облик старого города определяла набережная (по отзывам современников, одна из самых красивых на Волге), купеческие дома на центральных улицах и, конечно, храмы. Их в Пучеже было шесть, ни один не сохранился. Пять были взорваны и затоплены при заполнении Горьковского водохранилища, шестой разрушили уже в 1960-х годах.
Современный Пучеж не имеет ничего общего со старым. Фактически городок отстраивался заново. Сегодня это безликий райцентр с многоэтажками и промышленными предприятиями.
Болгар
В последнее время в прессе все чаще мелькает название городка Болгар в Татарстане, расположенного недалеко от места столицы легендарной Волжской Булгарии - государства на Средней Волге в X - XIII веках. Болгаром городок стал называться сравнительно недавно, в 1991 году. До этого был Куйбышевым (не путать с Куйбышевым, который сейчас Самара), а еще раньше - Спасском-Татарским. Район, кстати, до сих пор так и называется Спасским.
Болгар мог легко разделить судьбу Мологи или Корчевы, когда в 1950-е годы оказался в зоне затопления Куйбышевским водохранилищем. Переселение происходило так же, как и в других волжских городах.
- Очень жаль было бросать обжитые места. Летом был ковер из трав, за 300 метров от села росли ягоды - земляника, клубника, ежевика, торн, смородина, шиповник. Луговые угодья, - приводит воспоминания жительницы Болгар с 1942 года Зои Лешевой исследователь из Казани Бурдин. - Сожаление было огромное, до сих пор жалеем. Жили одной семьей. Народ был дружный. Жили под горой. Некогда было отдыхать, держали скотину. На Троицу - престольный праздник - устраивали ход на Мочилище. Была красота неописуемая. Ностальгия осталась.
Место, где стоял старый Болгар-Спасск, после затопления превратилось в остров.
- Впоследствии на берегу водохранилища, когда вода уходила метров на сто и больше, мы находили множество монет и других старинных вещей: крестики, детские свистульки, чернильницы, трубки, целую и разбитую стеклянную и фарфоровую посуду, пуговицы, гильзы и многое другое. Берег представлял собой усыпанное огромным количеством кирпича, камня, стекла, фарфора, керамики и железа пространство, в нём иногда можно было увидеть кирпичные, каменные и деревянные фундаменты домов и остатки хозяйственных ям, - пишет об экспедициях на остров Бурдин.
После переноса города районная газета в одном из номеров сообщала, что на острове остались несколько семей, которые отказались перебираться на новые места. Но что с ними стало в дальнейшем, неизвестно. К началу 1980-х жителей в старом городе уже не оставалось.
Как и Пучеж, с переездом на новое место Болгар потерял свое неповторимое лицо, но, вместе с тем, приблизившись к древнему Булгарскому городищу получил шанс на "второе рождение". Власти Татарстана стремятся сделать Болгар одним из федеральных туристических центров, идет работа по созданию бренда города и концепции его продвижения, а Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Тольятти
Сейчас трудно поверить, что Тольятти, где сейчас проживает 700 тысяч жителей, знаменитый на всю страну своим автомобильным заводом, еще полвека назад был таким же маленьким провинциальным волжским городком, как Весьегонск, Пучеж или Болгар. Правда, он назывался Ставрополем-на-Волге или Ставрополем Волжским. Он также попадал в зону затопления Куйбышевского водохранилища, и его также переносили на новое место.
Всего в Ставрополе перенесли около двух с половиной тысяч жилых домов. Как и в других городах, не подлежала переносу и была взорвана каменная церковь с 60-метровой колокольней - посчитали, что особой исторической и художественной ценности она не представляла. Однако Ставрополь - чуть ли не единственный волжский город, где местным жителям позволили перевезти не только свои дома, но и своих покойников.
Ставрополь переезжал в 1953 - 1955 годах, к этому времени в нем насчитывалось 12 тысяч жителей. Первоначально новый город был рассчитан на 40 тысяч жителей, но одновременно с переносом в Ставрополе началось бурное промышленное строительство и быстрый прирост населения. Причем город строился без всякого генплана, хаотично, как ряд рабочих поселков, впоследствии слившихся друг с другом. Генплан разрабатывался параллельно, и вскоре его пришлось переделывать, подгонять под реалии. В 1957 году город был перепроектирован на 100 тысяч жителей. В 1964 году Ставрополь назвали в честь итальянского коммуниста Тольятти, а в 1966-м совместно с компанией Fiat стали строить "АвтоВАЗ". Началась новая эпоха...
По легенде, в тихую и ясную погоду на дне Куйбышевского водохранилища можно увидеть остатки того, старинного, Ставрополя. Якобы в лучах заходящего солнца начинают светиться кресты на оставшихся нетронутыми колокольнях. В середине 2000-х годов дайверы из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары предприняли масштабную подводную экспедицию. Им действительно удалось обнаружить место старого города с обломками прежней жизни на дне. Но ни храмов, ни колоколен на дне водохранилища не оказалось.
Бердск
История города Бердска в Новосибирской области во многом похожа на историю Тольятти. Основанный в начале XVIII как острог, Бердск, хоть и получил в 1944 году статус города, по сути оставался поселком. В середине 1950-х он попал в зону затопления Новосибирского водохранилища, и его решено было перенести - в общей сложности на новом месте поставили больше 11 тысяч построек.
Отстраивался заново город вокруг железнодорожной станции в восьми километрах от старого Бердска. Возможно, этот фактор оказался одним из определяющих в развитии города. Как и в случае с Тольятти, промышленное строительство определило рост города и его "лицо". Градообразующими предприятиями в Бердске стали радиозавод, электромеханический и химический заводы.
Исторических зданий в городе практически не осталось. Бердск - это кварталы многоэтажек, унылый частный сектор и промзона. Даже чудесный пятиглавый Преображенский собор в Бердске с шатровой колокольней, построенный в духе московской архитектуры XVII века, - новодел: его возведение закончилось в 2004 году.
Шагонар
Шагонар - городок в республике Тыва, на левом берегу Енисея. Его изначальную территорию поглотили воды Саяно-Шушенского водохранилища. В середине 1970-х годов Шагонар был перенесен на новое место. Но, в отличие от Бердска, так и остался забытым богом провинциальным городишком. Большая часть населения - коренной народ тувинцы.
В истории Шагонара нет ни ярких событий, ни значимых вех. О его достопримечательностях молчат энциклопедии и туристические путеводители. Единственное, чем привлекает Шагонар, это живописная енисейская природа да возрожденные традиции шаманизма, которые стали очень популярны в Тыве.
Наиболее интересны в окрестностях Шагонара белая известковая гора Хайыракан, которая считается священной и у буддистов, и у шаманистов; два "аржаана" - целебных источника в окрестностях города, а также наскальные рисунки на горе Сыын-Чурээ.