...В коридорах многолюдно, повсюду молодые лица, разноязычная речь. Но хозяева подумали о гостях. Чтобы им помочь, изобретатели из Южно-Уральского госуниверситета привезли необычного помощника. Робот четко произносит наиболее употребляемые здесь русские слова, в том числе со специальной лексикой по робототехнике. Совсем рядом и другой помощник - уже из "Сколково" - медицинский экзоскелет для реабилитации людей с ограниченными возможностями. Он позволяет не только передвигаться, но и ускоряет восстановление двигательной активности. Чтобы создать это чудо техники, авторы дотошно изучали механику ходьбы человека.
Всеобщим любимцем выставки стал робот Даша. Механическая "девушка" с экраном для анимации вместо лица свободно передвигается в толпе. Робот может не только поддержать беседу, рассказать на 15 языках о программе форума, но и сфотографировать собеседника, а затем распечатать готовый снимок. Этот уникальный сервисный робот - российско-корейская разработка. Сейчас он развлекает публику, но создавался механизм с конкретной целью - предложить замену любому сотруднику персонала. Будь то банковский работник, или сотрудник супермаркета, автосервиса...
Но главный "гвоздь" этой олимпиады - космос. Именно он выбран организаторами в качестве основной темы форума. Московские старшеклассники, к примеру, предлагают запустить на просторы Вселенной "Орла" и "Воробья". Школьники Андрей Басюк и Александр Панюков решают задачу космических масштабов: на импровизированной околоземной орбите стыкуют модели аппаратов. "Орел" - это космический корабль, а "Воробей" - космическая станция. Вместе это инновационный комплекс стыковки двух роботов, - объясняет Александр. - Машины оснащены камерами и двигателем на лазерной тяге. Чтобы создать этот комплекс, нам пришлось перелопатить массу научной литературы".
Еще дальше в своих научных фантазиях пошли ребята из Тайваня. Они решили, что людям в скором времени понадобится подыскивать себе новый "адрес", роботы же помогут обустроиться на другой планете. Благодаря их разработке, к примеру, частично будет решена проблема питания.
Тайваньцы привезли контейнер, с помощью которого можно даже на Марсе выращивать водоросли. Они полны витаминами, минералами и протеинами - всем тем, что так необходимо человеческому организму. К специальной коробке подведены нужные для нормального развития системы: вода, воздух и свет. А в небольших плазменных отсеках уже зеленеют первые образцы. Команда из Малайзии и вовсе привезла в Россию настоящую космическую ферму, сделав из конструктора теплицу для растений. По форме она напоминает большую центрифугу, в которой есть освещение, кислород и обеспечивается полив.
Японские школьники рассматривают Луну в качестве источника полезных ископаемых, необходимых для создания ракет, а Марс - как площадку для завода по их созданию. Добывать металл и делать ракеты они "научили" роботов. Некоторыми образцами все-таки предпочитают управлять сами - дистанционно. Не менее интересную разработку показывают представители ЮАР. 3D-принтер, собранный из Лего, способен печатать необходимые детали из космической пыли, в которой, по словам ребят, много песка. С его помощью на другой планете можно создавать любые здания и даже... других роботов. Правда, полностью проверить его можно лишь в настоящем космосе.
В соседнем зале играют во вполне земную игру - футбол. Роботы гоняют мяч с инфракрасным излучением. Приятно, что россияне здесь, в отличие от обычного футбола, зачастую оказываются впереди. "Только что выиграли у команды из Малайзии со счетом 9:0, - радостно сообщает магнитогорец Георгий Сезоненко. - У всех практически одинаково собранные роботы, отличают их управляемые "футболистами" программы. В зависимости от написанного софта разнятся и характеристики: у кого-то машина быстрее, у других - выигрывает в маневрах.
Зайдя в соседний павильон начинаешь понимать, откуда столько интересующихся наукой детей. На прилавках стоят любопытные игрушки, которые и игрушками-то назвать сложно. Ребятам предлагают собрать из имеющихся под рукой в каждом доме предметов вполне жизнеспособные механизмы. Например, из двух картофелин и провода получается вполне нормальная батарейка для небольших часов, а из правильно насыпанных в желобок песка, мелкого камня и молотого угля - отличный фильтр. Можно даже создать из жестяной банки и двух батареек ползающего самостоятельно жука.
А чтобы еще больше стимулировать подрастающее поколение претворять в жизнь свои научные фантазии, в образовательную программу российских школ уже со следующего года хотят включить курс робототехники. Не исключено, что уже скоро мы услышим о новых Королевых и Джобсах...