25.11.2014 09:24
Рубрика: Страхование

Автогражданка до села довела

Волгоградцы вышли на пикет против действий страховщиков
Несмотря на изменения в законе об ОСАГО и повышение базовой тарифной ставки, представители многих страховых компаний в регионах продолжают всеми возможными способами избегать продаж этого полиса. В Волгоградской области за последнее время ситуация накалилась настолько, что водители, измученные бегом по кругам страхового ада, вышли на пикет. В первую очередь, волгоградцы требуют проверить работу страховых компаний на предмет коммерческого сговора. Одна из самых распространенных жалоб - недоступность обязательного страхования автогражданской ответственности.

Страховщики продолжают заявлять об отсутствии бланков и невозможности страхования без дополнительных услуг. К тому же с недавних пор крупные страховые компании стали переносить свои центры урегулирования убытков в глубинку, за 200 - 300 километров от областного центра. Добраться туда, конечно, сможет далеко не каждый страхователь.

- Мы пытались застраховаться в течение трех дней подряд, - рассказывает представитель недовольных водителей Алексей Ульянов, - но в страховой компании нас практически выгоняли, к примеру, закрывали офис на технический перерыв на шесть часов. Или предлагали застраховать дополнительно свою жизнь, что значительно увеличивало цену полиса. Но в федеральном законе ничего не говорится о дополнительном страховании при оформлении ОСАГО. Поэтому мы писали заявления в прокуратуру и ФАС, чтобы эти ведомства разобрались, есть ли сговор в деятельности страховщиков. Не помогло даже то, что сейчас подорожала страховка. Хотя мы понимаем, что это оправданно, ведь теперь в случае необходимости страховая выплата будет увеличена со 120 тысяч рублей до 400 тысяч. И многие поддерживают эти изменения. Только вот на доступность полисов это, к сожалению, никак не повлияло.

По словам представителя Всероссийского союза страховщиков в ЮФО Натальи Чурикьян, бизнес сегодня сам выбирает, как ему взаимодействовать с гражданами.

- Если говорить о смене адреса страховых компаний, то юридически они никуда не переезжают. Закон об ОСАГО гласит, что в регионе должен быть представитель страховой компании, который уполномочен принимать заявления и производить страховые выплаты. По факту у каждой страховой компании на территории субъекта зарегистрирован свой филиал. Но никаким законодательным актом не предусмотрено, что принимать заявления нужно именно в этом филиале, а не в каком-то обособленном под­разделении, где можно организовать отдел убытков. Законодатель не может прописать досконально все действия страхователя и не может обязать представителей страхового бизнеса корректно общаться со своим клиентом. И если раньше люди выбирали ОСАГО, не обращая внимания, куда им придется затем идти за выплатой, то теперь они будут смотреть и на качество обслуживания, - считает Наталья Чурикьян.

И добавляет, что эту проблему можно было бы решить, активно развивая выдачу полисов через интернет. В этом случае человек сам набирает необходимые данные, программа автоматически рассчитывает сумму, и остается только распечатать полис, не попадая под "прямое действие" страховщика, который различными способами желает навязать клиенту дополнительные услуги.

Тем временем, по данным УФАС по Волгоградской области, в 2013 - 2014 годах признаков сговора страховых компаний не нашли. Сейчас закончена проверка одного из самых крупных игроков на рынке - ООО "Росгосстрах". В деятельности организации, по информации УФАС, выявлены признаки нарушения порядка ценообразования при выдаче полисов ОСАГО. Теперь решается вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Административная ответственность за подобное нарушение - штраф от 300 тысяч до одного миллиона рублей за каждый выявленный случай.

- Финансовые результаты рынка страхования ОСАГО за 2013 год объективно продемонстрировали его кризисное состояние, - комментирует директор Нижне-Волжского филиала страховой компании Александр Аникин. - Рост выплат существенно опережал рост сборов, приводя к критическому для страховщиков уровню убыточности. То, что изменения в законодательстве об ОСАГО назрели давно, понимали все участники рынка. Закон был принят более десяти лет назад, и за это время положение заметно изменилось: обновился автопарк на наших дорогах, в несколько раз повысилась стоимость запчастей, да и сами автомобили значительно подорожали. И то, что ситуацию необходимо срочно выправлять, учитывая при этом интересы как потребителей, так и страховщиков, ни у кого не вызывало сомнений.

Напомним, что с 11 октября 2014 года базовые тарифы по ОСАГО изменились. Центробанк РФ утвердил минимальный и максимальный размер тарифа. По сравнению с действовавшими ранее ставками увеличение составило от 23,2 до 30 процентов. В рамках тарифного коридора страховщики ОСАГО могут самостоятельно определять стоимость полиса в зависимости от категории транспортного средства и региона. Предполагается, что, действуя в этих рамках, в регионах с приемлемым уровнем выплат страховщики будут в целом ориентироваться на нижний порог. Верхний же порог будет установлен для убыточных категорий транспортных средств и убыточных регионов. Однако, даже несмотря на повышение тарифа, многие страховщики считают, что этот вид страхования по-прежнему остается убыточным.

- Рентабельность автостраховщиков снижается последние несколько лет, и недавно принятые поправки в закон об ОСАГО кардинально эту ситуацию не изменят, - комментирует Александр Аникин. - ОСАГО в большой степени социальный вид страхования, поэтому компании не вправе настаивать на его высокой маржинальности. Но на сегодняшний день ОСАГО во многих регионах просто разорительно. И чтобы выправить экономику "автогражданки", базовые тарифы уже с октября этого года необходимо было увеличивать на 64 - 68 процентов, в то время как в реальности повышение составило всего 23 - 30 процента.

По данным страховых компаний, на увеличение размера средней выплаты в первую очередь влияет рост стоимости автомобиля. Санкционная политика ряда западных стран привела к повышению цен на запчасти иномарок. По оценкам независимых экспертов, в связи с повышением лимита выплат до 400 тысяч рублей, уровень убыточности в ОСАГО увеличится еще на 20 - 25 процентов. А в ближайшей перспективе он может достигнуть 85 процентов.

Между тем

По данным Всероссийского союза страховщиков, темп прироста взносов по ОСАГО снижается, в 2013 года он составлял 11,4 процента, а в первом полугодии 2014 года достиг всего семи процентов. А вот темп прироста выплат по ОСАГО, напротив, растет и составляет уже 10,6 процента в первом полугодии этого года. Причем уровень выплат по ОСАГО остается довольно высоким во многих регионах страны. Своего максимума он достиг в Камчатском крае, составив 107 процента за 2013 год и 292 процента за шесть месяцев текущего года. Если в 2013 году выплаты по ОСАГО превышали 70-процентный порог в 13 субъектах РФ, то в первом полугодии 2014 года - уже в 15 регионах.