Это решение было вынесено, несмотря на показания свидетелей, а также опровержение детектором лжи показаний самого чиновника о том, что он ничего не знал о нарушениях в ходе строительства. Наказание второму фигуранту громкого дела - главе фирмы-застройщика Александру Скобцову облсуд и вовсе смягчил. Обвинение в мошенничестве (статья 159 УК РФ), а речь о хищении почти десяти миллионов, снято за истечением срока давности. Даже назначенный судом первой инстанции смехотворный штраф по этому случаю платить не надо.
В результате имеем десять домов, построенных в поселке Бетлица Калужской области по президентской программе для 18 ветеранов войны и двух детей-сирот, жить в которых люди так и не смогли. На это строительство из бюджета был выделен 21 миллион рублей. Получается, что деньги потрачены, жилья нет, виноватых в этом тоже нет. Что ж воруйте, господа... С таким судом мы не только успешно выполним указы президента, но и искореним коррупцию под корень. Ведь все будут у нас официально невиновны...
Как бы это грустно не было, но ситуация, к сожалению, такова. Сегодня в этих домах на улице Строителей на самой окраине поселка из двадцати квартир заселена только одна - та самая, в которой проживает 90-летний ветеран войны Николай Богомолов . До ближайшего магазина от его дома два с половиной километра - это надо же было додуматься выделить участок под строительство жилья для старых и немощных людей в таком месте! Но тогдашний глава администрации Куйбышевского, а ныне глава более крупного Кировского района Феденков посчитал, что ветеранам и так сойдет. Два дома и сейчас стоят откровенно ободранные - пенобетонные блоки даже сайдингом не прикрыты, не говоря уже об утеплителе. Ветераны и их наследники (пятеро стариков умерли) поспешили воспользоваться предложением калужской фирмы и продали негодное жилье.
- Дома не были признаны непригодными для жилья, - твердит адвокат Феденкова Юрий Поляков. - Из всех потерпевших в этих домах живет единственный ветеран войны - Богомолов. У него не было жалоб на теплоизоляцию. На недостатки строительства жаловался.
Что ж получается: журналистам и следователям на отсутствие тепла люди жаловались, а строителям и чиновникам - нет?
- А как же рухнувшая крыша? - спрашиваю.
- Снега в тот год много было, а крыша была еще недоделана, вот и не выдержала, - ничуть не смущаясь, поясняет защитник застройщика.
Но ведь дома эти были ПРИНЯТЫ. Акты о приемке подписаны, на их основании деньги выплачены. Как может быть крыша недоделана? И главный вопрос: куда делся утеплитель, без которого дома из пенобетона - это просто продуваемые всеми ветрами коробочки?
- Вы же строитель, - обращаюсь к Скобцову. - Не вам объяснять, что это нарушение технологии. Вы построили дома, непригодные для жилья, видели и знали это, но не признаете себя виновным?
- Это мнение прокурора, - вступается за подзащитного адвокат. - На сегодняшний день следствием не установлено, что он видел и знал. Он директор, а исполняли другие лица, которые ему подчиняются. Он узнал, что делают подчиненные намного позже.
Выходит, если бы люди не обратились в прокуратуру, а следственные органы не возбудили уголовное дело, то и не выяснилось бы ничего. Получается, что старики сами во всем виноваты: и жалуются не так, и техникой не пользуются, да и живут неправильно - надо как-то иначе, чтобы чиновникам не мешали.
Глава администрации Игорь Феденков отказался комментировать ситуацию. Он, выслушав решение суда, удалился с видом оскорбленной невинности. "Подзащитный не признавал своей вины, - прокомментировал его адвокат. - На этом мы и основывали защиту. Он не знал в момент подписания актов приемки, что дома непригодны для жизни. Дома не были признаны непригодными для жилья".
Удивительное все же это дело: вроде все знали, что жить в этих домах нельзя, но никто ни в чем не виноват. Хотя даже "стрелочники" в суде показали, что действовали с ведома и по приказу начальства. Так, заместитель главы дал показания, что и предупреждал Феденкова о недоделках, и акты подписывал по его приказу, а один так и отказывался подписывать наотрез. А рабочие из фирмы Скобцова, к примеру, разгружая половину стройматериалов на площадке ветеранских домов, шутили, что остальное - это "гуманитарная помощь".
Единственный, кого судейские попеняли, это губернатор области Анатолий Артамонов - ему судом первой инстанции вынесено частное определение, мол, плохо проконтролировал исполнение президентской программы. Но где суд и где губернатор? Он даже публикации в "РГ" не заметил. Или, наоборот, заметил и поэтому никто не виноват? Ведь как обидеть своего выдвиженца Игоря Феденкова. А президентская программа, ветераны - это, надо полагать, все проходящее. Вот ветеран войны Николай Богомолов затыкает тряпками дыры - из окон очень дует. И размышляет, как можно ухитриться установить пластиковые окна таким образом, чтобы из них ветер дул? И ни на что не жалуется. А собственно кому жаловаться. "После такого суда о справедливости можно забыть", - прошептал он.