27.11.2014 21:00

Молодых выводят на дорогу

Депутаты предлагают выдавать права в 16 лет
Вчера громко прозвучало заявление депутата Госдумы Олега Смолина, предложившего выдавать права водителям с 16 лет.

Проекта закона пока еще нет. По словам первого зампреда комитета Госдумы по образованию, он только разрабатывается. Однако эта революционная инициатива, уже озвучена.

На самом деле он предлагает вернуть институт юношеских водительских удостоверений, который некоторое время существовал в России. То есть подросток может пройти обучение в автошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить права.

Но управлять транспортным средством молодой человек сможет только в присутствии более опытного водителя, стаж управления которого не менее 3 лет.

Кроме того, таким водителям будет запрещен выезд на федеральные трассы. Спрашивается, где ему тогда ездить и зачем ему вообще нужны права? Доехать с отцом от дома до магазина?

При этом законодатель ссылается на европейский опыт, в частности на опыт Германии.

Инициатива сама по себе интересна, только вряд ли ее реализация сейчас будет возможна. Во всяком случае, велика вероятность того, что аварийность на дорогах вырастет в разы. Причем страдать будут не только эти самые 16-летние подростки, но и ни в чем не повинные граждане других возрастов.

Объясним это на примере той же Германии. Вопрос о допуске к управлению 16-летних граждан был поднят только в 2013 году. Дело в том, что там действовала программа, в соответствии с которой получить права можно было в 17 лет. Но при этом управлять автомобилем допускали только в присутствии опытных водителей.

Рядом должен сидеть родственник с правами, у которого стаж управления не менее 3 лет и нет грубых нарушений. Практика показала, что такие юные водители практически не попадают в аварии. А начав ездить самостоятельно, они совершают меньше аварий, нежели те водители, которые, получив права в более старшем возрасте, сразу сами самостоятельно садятся за руль.

Когда была введена эта практика, обучаться на права отправились 16-летние граждане. Они решили не терять время на обучение с момента достижения 17 лет, и после дня рождения сразу сесть за руль. И именно по этой причине было принято решение законодательно продвинуть возможность управлять автомобилем для 16-летних водителей. При соблюдении тех же условий.

Но надо понимать еще и ситуацию на немецких дорогах. В Германии за 20 лет умудрились сократить количество погибших на дорогах чуть ли не в семь раз - с 22 тысяч человек в год до 3700! Для этого была принята местная целевая программа. Но она включала в себя не столько ужесточение ответственности за нарушения правил, сколько полный пересмотр системы подготовки водителей.

В итоге получить права стало сложнее и дороже, зато каков результат. У нас же сейчас количество погибших на дорогах превышает 27 тысяч человек. Реформа подготовки водителей только началась и чем, и когда она закончится - никому не известно.

До сих пор не принят такой важный документ, как регламент приема экзаменов. Соответственно никто не знает, что может потребовать экзаменатор. До сих пор нет жестких требований ни к преподавателям, которые обучают вождению, ни к тем, кто принимает экзамен.

Вступившие в силу требования к автошколам пока только испытывают проверку на прочность. Крайне малое количество автошкол подали заявки в ГИБДД на проверку, и совсем ограниченное количество получило положительное заключение.

До тех пор, пока не будет налажена работа автошкол, прием экзаменов в ГИБДД, говорить о допуске на дорогу 16-летних подростков - преждевременно.

К тому же возникает вопрос контроля за тем, чтобы рядом с таким подростком находился опытный водитель. Гаишники должны будут тормозить любого безусого на дороге? Как выявить подростка за рулем, который хоть и имеет права, но должен ехать с сопровождающим?

Надо сказать, что в Советском Союзе был такой опыт. Однако за прошедшие десятки лет ситуация на дорогах поменялась. Количество автомобилей увеличилось в десятки раз.

Также стоит напомнить, что опыт юношеских автошкол остался. Однако обучение там составляет не три месяца, а как минимум, два года. И это объясняется особенностью восприятия подростковым мозгом преподносимой информации. Возможно, выпускники таких автошкол смогут справиться со сложностями дорожного движения. Но для начала такие автошколы тоже должны получить официальный статус.