Об этом рассказал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на форуме Russian Interactive Week 2014 (RIW-2014). "В IT-сфере сейчас монополия на критические виды программного обеспечения. Практически весь рынок занят продукцией 3-5 американских компаний. И от этих программных продуктов зависит наша национальная безопасность. К ним относятся системы управления базами данных, клиентские операционные системы, облачные и серверные ОС и средства виртуализации, а также ПО для обработки документов, математического моделирования, геоинформационных систем, - рассказал Николай Никифоров. - При экспертном совете минкомсвязи будут созданы профильные рабочие группы по каждому из направлений. Они будут решать вопросы развития отечественной IT-отрасли в этих областях".
По мнению Николая Никифорова, нельзя вводить прямые запреты на покупку иностранного ПО, потому что в ответ на такие действия мы можем получить ряд заградительных мер на экспорт российской софтверной продукции: "Сейчас весь объем российского рынка ПО составляет менее 2% от мирового. В подобных условиях сложно конкурировать. Но нужно работать на опережение, ориентироваться на развитие, а не выстраивание барьеров. Мы предлагаем российским компаниям обратить внимание на стратегические глобальные альянсы, в частности наших коллег из группы БРИКС. В этих странах живет почти половина населения всего земного шара и формируется значительный спрос на независимые, альтернативные программные продукты. В 2015 году встреча лидеров БРИКС пройдет в России, в Уфе, и мы уже сейчас сотрудничаем с министерствами связи и информационных технологий этих стран по вопросу демонополизации рынка ПО, развитию конкуренции и созданию новых программных решений".
Для стимулирования развития отечественной IT-отрасли, одной из главных проблем которой в последние годы становится дефицит квалифицированных кадров, минкомсвязи планирует увеличить на 35% количество бюджетных мест по IT-специальностям в вузах. "Действенной мерой стало введение льгот по страховым взносам для IT-компаний численностью от 7 сотрудников. Это привело к тому, что за последний год почти 1,5 тыс. новых IT-компаний аккредитовались в минкомсвязи, - отметил Николай Никифоров. - Что касается госзакупок, то, безусловно, должны быть предусмотрены преференции для российских компаний. Госзаказчику придется аргументировать, почему он закладывает в тендерную стоимость именно зарубежный продукт. Нужно будет объяснить, каким специфическим требованиям отвечает этот продукт и почему он дискриминирует продукты российских поставщиков. Такой подход лучше, чем прямой запрет".
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк также убежден, что путь запретов в отношении IT-индустрии неэффективен: "IT и телеком - это принципиально значимые индустрии как для мировой экономики, так и для политики, поэтому регулирование этих отраслей в любом случае будет присутствовать. Но оно должно осуществляться в тесном взаимодействии с профессиональными сообществами и пользовательскими объединениями. Мы должны обеспечивать саморегулирование и диалог между сообществами".
Эксперты отмечают, что оценить эффективность отечественных программных продуктов можно будет, только если они обеспечат прежнее качество жизни в случае, если те или иные критические виды зарубежного ПО просто перестанут существовать.
"Положительный тренд в том, что государство осознало важность информационных технологий. Но это случилось на 20 лет позже, чем следовало бы. Поэтому сейчас мы будем преодолевать проблемы, которые сами себе создали, в то время когда мы уже должны задумываться о вопросах, которые станут критичны через 20 лет, - считает генеральный директор "Российской венчурной компании" Игорь Агамирзян. - В разных органах власти есть свои стратегии и приоритеты развития информационных технологий. Но в стране нет общего центра выработки единой политики для всех ведомств. Поэтому мы предлагаем организовать рабочую группу, которая разработала бы консолидирующую политику развития IT на межведомственном уровне".
Сегодня практически все сферы нашей жизни связаны с информационными технологиями. И, осуществляя импортозамещение, важно сохранить прежнее качество жизни. "Недооценивать критичность ПО опасно. При отказе от каких-либо программных продуктов, например, может упасть добыча нефти. Сейчас американские корпорации фактически являются монополистами на мировом рынке ПО. И Россия не способна предложить мировому рынку какие-то свои крупные разработки. Но хорошая новость в том, что нам это и не нужно. Наши малые компании-разработчики, которые работают на рынке открытого ПО, могут создавать свои аналоги зарубежного софта. Эта продукция не будет уступать по качеству продукции мировых лидеров, но будет стоить дешевле, - считает директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов. - Так что российские компании могут брать свободное программное обеспечение и использовать его как основу для создания своих продуктов. Нам только нужно выделить приоритетные направления для разработки ПО, которое было бы "неотключаемо". Для этого нужна кооперация со странами БРИКС".
Исполнительный директор Кластера информационных технологий фонда "Сколково" Игорь Богачев отметил, что государство создало уникальные условия для поддержки отечественных инноваций: "Общая доля затрат государства на инновации - это гранты и субсидии, они составляют 70%. Но при этом не хватает стимулирования научных новых проектов. А это уже вопрос науки и образования".
По мнению экспертов, для того чтобы научить людей создавать технологии, нужно изменить систему образования так, чтобы уже в университете на первых курсах студенты начинали разрабатывать проекты, тогда на выходе они уже будут иметь и команду, и проект.