- "Тропарево" возьмет на себя более 200 тысяч пассажиров, разгрузит станцию "Юго-западная" и в целом сделает нагрузку на Сокольническую линию более равномерной, - отметил градоначальник. - Причем это лишь первый этап продления этой линии. Надеюсь, что в первом полугодии следующего года мы запустим станции "Румянцево" и "Саларьево", расположенные на новых территориях Москвы, где уже созданы десятки тысяч рабочих мест и необходимость в метро ощущается особенно остро.
Новая станция "Тропарево" расположилась на Ленинском проспекте между улицами Академика Анохина и Рузской. У нее два подземных вестибюля. Из них можно выйти на любую сторону Ленинского проспекта. Вокруг станции плотная жилая застройка, поэтому ее значение трудно переоценить - дорога до центра сократится для десятков тысяч жителей. Раньше до ближайшей станции метро им приходилось добираться наземным транспортом, и дорога составляла от 7 до 30 минут в зависимости от пробок, да еще нужно было дождаться автобус или маршрутку. Теперь же поезд домчит до "Юго-западной" за пару минут.
Саму станцию первые ее пассажиры называют не иначе как произведением искусства. Прекрасная архитектура встречает всех еще на поверхности, где в необычном стиле выполнены входы в вестибюли. Они плавно вырастают из земли и выглядят как естественное продолжение насыпных холмов. Следом сеть современных переходов ведет на саму платформу, главной изюминкой которой стали 10 стилизованных металлических деревьев - они тянутся через всю станцию. Помимо эстетической, они выполняют и вполне прикладную функцию - в своеобразные "листья" деревьев вмонтированы энергосберегающие светильники. Причем свет льется на зеркальную поверхность деревьев и открытых источников освещения пассажиры не видят. Всего светильников на станции около 300, поэтому недостатка в освещении никто не чувствует. У подножия каждого дерева установлены скамейки необычной формы, так что ожидать поезда на ногах тоже не нужно.
По словам заммэра столицы по вопросам строительства Марата Хуснуллина, интерьерные решения станции объясняются близостью одноименного лесопарка. Платформу архитекторы представили в виде парковой аллеи, укрытой густыми кронами деревьев. В мэрии подсчитали, что новая станция сделает комфортнее жизнь примерно 70 тысяч жителей районов Тропарево-Никулино, Обручевский и Теплый стан. Она вдвое разгрузит станцию "Юго-западная", которой в часы пик сегодня пользуются до 30 тысяч человек, а также уменьшит число автомобилей на проспектах Вернадского и Ленинском. А это, в свою очередь, положительно скажется на экологической ситуации сразу в нескольких районах юго-запада Москвы. Пользоваться "Тропарево" будут порядка 230 тысяч человек в сутки, а в утренние и вечерние часы пик до 14,2 тысячи человек в час.
Следом за "Тропарево" строители возводят еще две станции - "Румянцево", которая расположена сразу за МКАД у ее пересечения с Киевским шоссе, а "Саларьево" находится в одноименной деревне. Таким образом, обе станции приводят подземку уже в новую Москву. Метро здесь жизненно необходимо - оно должно спасти весь юго-запад города от транспортного коллапса. Дело в том, что еще до перехода этих территорий в состав Москвы было выдано много разрешений на возведение там жилья и офисов. Поток транспорта по Киевскому шоссе и Ленинскому проспекту из-за плотной застройки значительно вырос и продолжает расти, что приводит к постоянным заторам.
Причем строительство недвижимости на протяжении новой ветки метро где-то еще продолжается, а во многих местах давно завершено. Строящаяся станция "Румянцево", к примеру, расположена вблизи крупного одноименного бизнес-парка. На работу в него ежедневно приезжают тысячи людей, и появление метро позволит пересесть им с простаивающего в пробках наземного транспорта на подземку. Людям станет легче добраться до работы, а автомобильная дорога станет свободнее. Всего новый участок метро длиной 7,2 километра облегчит жизнь для 200 тысяч человек. А еще для тех, кто прилетает во "Внуково" или улетает через него - подземка станет гораздо ближе к аэропорту.
В целом же масштабы строительства и перемен в московском метро сегодня можно сравнить разве что с развитием подземки в Пекине. Столичные власти хотят до 2020 года построить более 160 километров новых линий метро и 78 станций, что сделает московский метрополитен по протяженности линий больше в два раза. Причем 14 из 78 станций уже открыты и еще на нескольких работы уже в завершающей стадии. К примеру, новый участок Люблинско-Дмитровской линии длиной 10 километров должны запустить в две очереди в следующем и 2016 году. Всего на этом участке будет 6 новых станций. К 2020 году метро должно оказаться в шаговой доступности для 93 процентов москвичей. Помимо строительства новых радиальных линий, в планах также и вторая кольцевая линия, которая пройдет по спальным районам столицы и позволит сократить пассажирам на каждой поездке до 30 минут. Длина линии составит порядка 60 километров, на которых расположатся 28 станций. Движение на 6 из них планируется запустить в начале 2016 года - тогда поезда поедут от "Нижней Масловки" до "Делового центра".
Марат Хуснуллин рассказал, что на многочисленных стройках московской подземки сегодня работает около 35 тысяч метростроителей не только со всей России, но и из стран СНГ и мира. Работы, как правило, ведутся круглосуточно.
Помимо того, что подземка столицы становится больше, растет и уровень ее комфорта. На днях на всех линиях заработал бесплатный Wi-Fi - пассажиры теперь могут слушать музыку, скачивать книги и пользоваться всеми возможностями Сети не выходя из поезда. Идет и обновление подвижного состава - в ближайшие годы на новые планируется заменить большинство поездов метро. Также постепенно меняется система навигации - она меняется на двуязычную, более понятную и удобную для туристов.
Со вчерашнего дня все 304 вестибюля столичной подземки работают по единому графику открываются в 5.30 утра и закрываются в 1 час ночи. Действовавшие раньше на 14 вестибюлях сокращенные графики упразднены, чтобы не доставлять лишних неудобств пассажирам. Такое решение в минувшую пятницу приняло столичное правительство. В действие оно вступило сегодня.
Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов рассказал, что сокращенные графики пересмотрели впервые с момента открытия метро в 1935 году. Тогда, почти 80 лет назад, время работы северных вестибюлей "Кропоткинской" и "Парка культуры" сделали сокращенным по очень простой причине - пассажиропоток был маленький и ранним утром, как и поздним вечером, одного входа в подземку было более чем достаточно. Однако с тех пор московская подземка вошла в пятерку самых загруженных метрополитенов мира. А сокращенные графики так и остались. Корреспондент "РГ" сам не раз упирался в северном вестибюле "Кропоткинской" в закрытые двери и вынужден был наматывать круги до другого входа, расположенного на противоположной стороне Волхонки.
Всего же станций, где один из вестибюлей работает меньше другого, в городе - 14. Это "Багратионовская", "Лубянка", "Пушкинская", "Киевская", "Преображенская площадь", "Кропоткинская", "Водный стадион", "Третьяковская", "Площадь Революции", "Кожуховская", "Филевский парк", "Пионерская", "Парк культуры" и "Черкизовская".
Северный вестибюль станции "Черкизовская", к примеру, еще вчера открылся в 7 утра и закрылся в 10 вечера. При этом в день им пользуются около 4 тысяч человек. А через южный вестибюль станции "Преображенская площадь" ежедневно в метро попадают 70 тысяч человек. До сегодняшнего дня он, тем не менее, закрывался в девять вечера.
- Создание единого графика работы вестибюлей - очень важное условие комфорта пассажиров, - уверен Максим Ликсутов. - Отмена ограничений в работе входов и выходов станций позволит улучшить качество обслуживания людей и устранить лишние сложности при планировании поездок в любое время.
В департаменте транспорта говорят, что пассажиры подземки неоднократно жаловались на неудобное время работы вестибюлей, а анализ пассажиропотока показал, что у 14 перечисленных станций высокая загрузка и ранним утром, и поздним вечером. По предварительным подсчетам, за добавленное время работы 14 вестибюлей будут пропускать около 10 тысяч человек в день. В сутки же ими пользуются 800 тысяч пассажиров.
Перемены в скором времени ожидают и наземный транспорт Москвы. Он переходит на принципиально новую систему работы, в которой частный перевозчик ничем не отличается от городского и работает по единым стандартам с "Мосгортрансом". Для пассажиров это означает, что частные автобусы станут просторнее и удобнее, требования к их водителям существенно возрастут, а проезд в них можно будет оплатить обычным билетом, действующим на всех видах городского транспорта, включая подземку.