В "Турпомощи" начались финансовые проверки

Ростуризм инициировал финансовую проверку организации "Турпомощь", которая в этом году вывозила из-за рубежа россиян, пострадавших от банкротства турфирм. Об этом рассказал "РГ" врио руководителя ведомства Олег Сафонов.

К бухгалтерской деятельности "Турпомощи" есть вопросы. Кроме того в ближайшее время может быть принят закон, который серьезно изменит механизмы формирования компенсационных фондов для помощи туристам в случае форс-мажоров.

Напомним, ассоциация "Турпомощь" - это объединение туроператоров, продающих путевки за границу. Она обладает денежным фондом, который формируется за счет ежегодных отчислений туроператоров в 100 тысяч рублей. Отчисления являются обязательным условием для включения туроператора в федеральный реестр. По закону, если компании нет в реестре, она не может предоставлять услуги туристам. Деньги из фонда "Турпомощи" должны расходоваться только на эвакуацию россиян на родину в экстренных ситуациях, например, при остановке работы турфирмы.

На момент начала череды банкротств туроператоров летом этого года в фонде "Турпомощи" было около 370 миллионов рублей. Это те средства, которые накопились, пока на рынке выездного туризма было все спокойно. Но с июля до октября, когда туроператоры приостанавливали работу один за другим и у людей не были оплачены обратные билеты, пришлось задействовать фонд "Турпомощи". Сейчас в нем осталось около 90 миллионов рублей. Эта сумма состоит в том числе из взносов, которые некоторые туроператоры уже сделали в счет 2015 года.

Когда массовая эвакуация туристов из-за границы завершилась, в Ростуризме решили проверить, насколько эффективно расходовались деньги "Турпомощи". "Мы подписали соглашение между ассоциацией "Турпомощь" и аудиторской компанией "Аудит Контур Плюс", она была выбрана наблюдательным советом "Турпомощи", - рассказал "РГ" инициировавший проверку Олег Сафонов. - С 7 октября по 5 декабря эта работа шла, в итоге в наблюдательный совет был предоставлен отчет о проведенной работе. К сожалению, аудитор не смог в полной мере провести анализ, потому что ассоциация "Турпомощь" не смогла предоставить полный объем необходимой информации".

Как пояснили "РГ" в Ростуризме, с одной стороны, могла сказаться нехватка времени. За три месяца силами "Турпомощи" было вывезено более 20 тысяч туристов. Делать это надо быстро, и многие операции проводились без необходимых документов. Есть и другие вопросы. Как рассказали в Ростуризме, пока непонятно, почему все билеты на самолеты, которые доставляли наших туристов домой, покупались не напрямую у авиакомпаний, а через организацию посредника, которая выставляла комиссионный сбор. "Мы считаем, что деятельность ассоциации "Турпомощь" должна строиться на принципах полнейшей открытости. Надо понимать, что ассоциация и ее исполнительная дирекция живут за счет средств участников рынка. И формирование фонда, как и траты из него, должны быть абсолютно прозрачными", - подчеркнул Олег Сафонов. По его словам, исполнительной дирекции "Турпомощи" дано время, чтобы привести в порядок документы. Вторая волна финансового аудита должна завершиться до 10 февраля 2015 года. После этого будут приняты решения.

Могут измениться и сами механизмы оказания экстренной помощи путешественникам. На заседании правительства был одобрен проект закона по защите прав туристов. Речь идет о создании финансовых подушек безопасности - новых резервных фондов. Планируется, что туроператоры должны озаботиться созданием фондов персональной ответственности. Они будут формироваться в начале каждого года, исходя из планов по вывозу туристов. Допустим, в январе туроператор заявляет, что он собирается в течение 12 месяцев вывезти за рубеж 500 тысяч человек. На каждого из этих 500 тысяч надо заморозить на счету по 100 рублей. Получается, что только в фонде персональной ответственности в данном случае будет 50 миллионов рублей.

Если денег из персонального фонда на помощь туристам не хватит, планируют задействовать фонд "Турпомощи". Но взносы туда тоже хотят увеличить. Отчисления для мелких туроператоров хотят оставить на уровне 100 тысяч, для средних увеличить до 300 тысяч, а с крупных брать уже по полмиллиона рублей ежегодно.

В России могут быть созданы дополнительные финансовые фонды для защиты граждан от банкротства турфирм

Также планируется значительное увеличение суммы финансовой гарантии туроператоров, которая обеспечивает страховые выплаты туристам в случае форс-мажорных обстоятельств. Например, возврат стоимости путевки для тех, кто из-за банкротства туроператора так и не вылетел на отдых. Раньше фингарантия рассчитывалась, исходя из оборота компании. А оборотом признавалось то, что осталось за минусом того, что отдали зарубежным партнерам. Сейчас же объем фингарантии хотят рассчитывать, исходя из суммы совокупной стоимости турпродукта. В цифрах это может выражаться так: если раньше мелкий туроператор платил за финансовую гарантию 30 тысяч рублей, то с принятием нового закона это будет уже 150 тысяч. У крупного бизнеса эта сумма может исчисляться уже миллионами, приводят пример эксперты.

С 2015 года сумма фингарантии может составлять 3 процента от совокупной стоимости проданного турпродукта. А с 2016 года уже 6 процентов. Эксперты говорят, что увеличение финансовой нагрузки на туроператоров в виде создания дополнительных фондов и повышения взносов приведет к серьезному подорожанию зарубежных туров.

Между тем

В Москве передано в суд дело двух создателей турфирмы "Лубянка-Трэвел", от чьих действий пострадали более 200 клиентов. Речь о 30-летнем Алексее Игнатьеве и его сестре Елене Игнатьевой. По версии следствия, Игнатьев учредил фирму, которая оказывала туристические услуги. Сестра в компании работала менеджером. Их мать трудилась там же. Но дело в отношении ее выделено в отдельное производство.

По версии следствия, с декабря по июль 2013 года Игнатьевы арендовали помещение, в котором открыли офис компании "Лубянка-Трэвел". Они заключали с клиентами договоры на предоставление туристических услуг. Часть договоров они исполняли, а по другим вводили клиентов в заблуждение, в том числе вынуждая их расторгать договоры. Для этого использовались различные уловки, в частности неоднократно переносили даты вылетов, пока у туристов не заканчивался отпуск. С января по июль 2013 года им удалось заключить 70 договоров. Когда на фирме началась проверка, они закрыли офис и открыли другой, оформив еще 10 договоров, не планируя их выполнять.

Размер ущерба превысил 7,9 миллиона рублей.