Правда, первым же вопросом премьеру предложили заглянуть в будущее - не придется ли в текущих экономических условиях заниматься пересмотром уже принятого бюджета на следующий год. "Если будут существенно меняться экономические условия, нам придется пересматривать и сценарные условия и, в конечном счете, принимать решения по бюджету", - признал председатель правительства, уточнив, что пока таких решений нет.
Но прежде он все-таки счел нужным дать оценку 2014 году. Итоги его оказались полярными. С одной стороны, при всех проблемах в экономике удается добиться пусть и незначительного, но ее роста, но с другой - год ознаменовался падением курса рубля и почти 10-процентной инфляцией.
Главного добиться правительству все равно удалось, хотя результат дался не самой легкой ценой, поскольку пришлось отказаться от ряда программ.
- Мы все-таки сумели обеспечить тот результат, к которому стремились. Он заключается в том, чтобы у нас была сбалансированная бюджетная система, - заявил Дмитрий Медведев.
Ждет глава кабинета министров и достижения баланса курса национальной валюты. "Рубль избыточно переослаблен, - не сомневается премьер. - Очевидно, что какая-то переоценка произойдет".
Текущее же состояние рубля определяется целым рядом факторов, куда входит как цена на нефть и санкции, так и спекулятивный ажиотаж. При этом председатель правительства не согласился с утверждением, что девальвация рубля однозначно выгодна для исполнительной власти и бюджета: "Это просто данность, с которой мы столкнулись именно в силу тех причин, о которых я только что говорил".
- В долгосрочном плане существенное ослабление курса рубля для нашей экономики невыгодно, - подчеркнул Медведев.
Еще менее выгодно это для простых граждан, которые в таких ситуациях начинают активно обменивать рубли на иностранную валюту. "Здесь точно не нужно из этого устраивать какой-то такой особой истерики, - призвал глава кабмина. - Нужно просто набраться терпения и посмотреть на то, каким образом развивались события в похожей ситуации".
А в 2008-2009 году, напомнил Медведев, люди тоже побежали в обменники. Когда же рубль откатился обратно, многие, как оказалось, только потеряли на конвертации.
- Я считаю, что вообще при возникновении такого рода экономических проблем самое главное - не принимать скоропалительных решений, - сказал премьер-министр. - Нужно спокойно смотреть за развитием ситуации и планировать, конечно, свои приоритеты с учетом того, что ты имеешь.
Сам Дмитрий Медведев зарплату получает в рублях и деньги, признался он, тоже хранит в рублях. "И, как у всех наших граждан, естественно, ослабление курса рубля сказывается и на тех деньгах, - добавил он. - Так что в этом смысле мы все находимся в одной лодке".
Безусловно, повлиявший на экономическое положение фактор западных санкций и ответных российских мер в правительстве рассматривают в первую очередь как возможность дать стимул внутреннему развитию. "Это даже не импортозамещение, а необходимость создать такое производство в нашей стране, когда мы сами можем производить нормальные, качественные, конкурентоспособные товары", - отметил глава правительства.
Естественно, что моментальной отдачи от новой политики никто не ожидал. "Мы никогда не говорили, что, вводя ответные ограничительные меры, на следующий день получим российскую продукцию по всем наименованиям. Мы лишь говорили, что пора этим заниматься", - уточнил премьер. Определенные успехи уже есть, считает он: на полках продуктовых магазинов в основном присутствуют отечественные товары. В дальнейшем кабмин продолжит поддержку аграрного сектора, субсидируя ставки по кредитам.
Не стоит на месте и промышленность, которая тоже втягивается в процессы импортозамещения. За этот год по стране открылось около 300 средних и крупных производств, а это десятки тысяч высококвалифицированных рабочих мест.
Открываются и малые предприятия, хотя по развитию малого бизнеса к правительству всегда много вопросов. "Проблем хватает, но считать, что становится все хуже и хуже, - это неправильно", - не согласился Дмитрий Медведев. Новый муниципальный сбор, вокруг которого было сломано немало копий, будет всего один, только в трех городах федерального значения и начнет действовать только с середины следующего года, обратил он внимание. "Ничего катастрофического этот сбор не означает. Если будет какой-то перекос, мы его отрегулируем", - пообещал председатель правительства. Что касается всякого рода справок, проверок и согласований, то их действительно много, поэтому сейчас перед исполнительной властью стоит задача перевести ведомства на электронную форму взаимодействия с малым бизнесом.
Сильное внутреннее производство - одна из основ независимости страны от нефтяной зависимости, об избавлении от которой говорят в России годами. Дмитрий Медведев предложил смотреть правде в глаза: эта зависимость возникла не сегодня, ничего хорошего она не несет в себе, но и слезть с этой "иглы" невозможно в один момент.
- Для диверсификации современной экономики в России требуется не год, не два, не три и даже, наверное, не десять. На это уйдет еще довольно значительное время, - заявил премьер-министр.
Вполне вероятно, что столь долгие планы кого-то в стране не устраивают, особенно тех, кто считает, что реформы должны идти быстрее и качественно. Кабинет министров к критике готов. "Правительство всегда будут критиковать, и это нормально, - считает глава кабмина. - Любой человек, который приходит работать в правительство и вообще на государственную службу, если это публичная должность в исполнительной власти, да и в законодательной, должен быть готов к тому, что его будут ругать". Тем более что порой чиновника в правительстве критикуют не из-за его персоналии и производимого впечатления, а просто из-за должности. Таким, например, является пост министра здравоохранения.
Действующий кабинет министров, сказал Медведев, сложился как единая команда, но на кадровые перестановки никакого табу нет. "Правительство - не застывший монолит, а живой организм. Мы и с президентом договаривались, что в случае необходимости мы такого рода реорганизацию будем проводить", - заметил он.
Не нашло у премьера поддержки прозвучавшее предположение, что в последнее время во власти не слышно либеральных идей. Например, экономические идеи Послания президента носят либеральный характер, да и правительство тоже не далеко от либеральных идей: "Абсолютное большинство предложений, которые формулирует правительство, носят с экономической точки зрения либеральный характер". За это, обратил внимание глава правительства, исполнительную власть постоянно критикуют политические оппоненты. "Я остался тем, кем я был", - сказал премьер-министр, отвечая на вопрос, не перестал ли он быть либералом. Тут Дмитрий Медведев вспомнил изречение британского премьера Бенджамина Дизраэли, который говорил, что у того нет сердца, кто в 16 лет не был либералом, но у того нет головы, кто к 60 годам не стал консерватором.
Одним из символов уходящего года для России премьер считает Крым и его возвращение в состав страны, и этот символ не из тех, который нужно оценивать экономической категорией, рассуждая, сколько же теперь нужно денег вложить в полуостров. "Когда я говорю про Крым, мы понимаем, что это наша история, наша судьба и в какой-то период - наша боль и очень большое количество наших людей, которые в этом году проголосовали за то, чтобы вернуться в Российскую Федерацию", - заявил председатель правительства.
- Крым - это не только место отдыха, это еще почти 2,5 миллиона наших новых граждан, а они должны жить по-человечески, - считает глава кабмина.
То, что ситуация на Украине стала причиной разногласий с Западом, Дмитрий Медведев предлагает спрашивать с самой Европы. "Мы ни с кем специально не ругались и никому войны не объявляли, - подчеркнул он. - Поэтому возвращаться на мирный путь развития нет никакого резона, потому что мы ни с кем не ссорились. Это с нами пытаются ссориться".
США просто ведет откровенные недружественные действия в отношении России, сколачивая при этом какой-то фронт, добавил глава кабмина: "Мячик на их стороне. Как только они захотят вернуться на нормальный путь отношений, выбрать другую дорогу, мы к этому готовы абсолютно". Пока же администрация США действует неадекватно и непредсказуемо, считает Медведев. В такой ситуации Россия ищет новых и развивает отношения с теми партнерами, которые этого хотят. Такую политику охарактеризовали как разворот на Восток. Но это не означает, что Россия отказывается от своей европейской принадлежности, предостерег глава правительства от неправильных выводов. "Мы - часть Европы. С другой стороны, мы, конечно, смотрим в Азию", - пояснил Дмитрий Медведев.