Есть в России концерн "Тракторные заводы". Он объединяет 17 крупных промышленных предприятий, среди которых ОАО "Промтрактор", ОАО "Краслесмаш", ОАО "Курганмашзавод", Волгоградский, Владимирский, Липецкий и Онежский тракторные заводы, Алтайский моторный завод и Чебоксарский агрегатный. Словом, почти все, что движется по бездорожью, пашет землю, пилит лес, защищает Родину (в Кургане выпускают военную бронетехнику), делает этот славный концерн. Но история не об этом.
Управляли этой махиной до недавнего времени два российских бизнесмена - Михаил Болотин и Альберт Баков. Управляли, прямо скажем, неважно. А то не лишились бы в 2010 году 100% пакета акций своей "Компании корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы". У Болотина было 80%, у Бакова - остальные 20%. Акции отошли ВЭБу в обмен на кредит в 15 млрд рублей. Правда, в договоре значилось, что Болотин и Баков могут получить свои акции обратно при условии выплаты долга с процентами строго до 2017 года. А пока они управляют концерном, и снять их с этой должности никто не вправе.
Тот кредит не помог. Интересно, в какие кабинеты стучались молодые бизнесмены, которые, кстати, по версии журнала "Финанс", входят в рейтинг 500 миллиардеров России? Однако чудо случилось. На спасение отечественного гусеничного и колесного машиностроения, а также оборонки в 2011 году ОАО "Компании корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" был предоставлен синдицированный кредит на сумму более 20 млрд рублей. 16 банков скинулись и принялись тащить тракторный концерн из болота: Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Банк "Петрокоммерц", "Ак Барс", МДМ Банк, ЮниКредитБанк, Сведбанк, Банк Сосьете Женераль Восток, АйСиАйСиАй Банк Евразия, Райффайзенбанк, Банк Зенит, Уралсиб, Гаранти-Банк Москва, Национальный торговый Банк, Энергопромбанк. Не правда ли, солидная компания? Как такой долг не вернуть?
Не знаю, какие звездочки в гусеничном ходу повернулись не так, но многие кредиторы своих денег так и не увидели. Казалось бы, концерну грозит полное разорение. Но нет! Наши находчивые герои и здесь не растерялись. СМИ отмечают, что они готовы скупать свои долги с сумасшедшим дисконтом в 70%. Несколько банков, видимо, отчаявшись увидеть свои деньги и проценты по ним, собираются идти на этот компромисс. Ведь долги концерна даже без процентов перед банками внушают трепет - 32,34 млрд рублей. А всего концерн должен 58,8 млрд рублей. При годовой выручке 822,7 млн рублей и чистом убытке в 45,4 млн рублей (данные СПАРК-Интерфакс. - Авт.) будет очень трудно расплатиться с долгами. Да что там трудно - невозможно!
Часть плана Болотина и Бакова по реструктуризации долга попала в печать. Шесть кредиторов, уже обратились в арбитражный суд и требуют 13,86 млрд рублей. Среди них Сбербанк (сумма долга 12 млрд рублей без процентов. Сумма иска 3 млрд рублей), ВТБ (долг более 6 млрд рублей. Требования 957,6 млн рублей), банк "Петрокоммерц" (долг 3,7 млрд рублей. Требования с процентами 6,1 млрд рублей). В ответ на это экс-владельцы и управляющие "Тракторными заводами" предлагают ВЭБу выдать кредит на погашение долгов этим банкам.
Кстати, скупленные долги предполагается вложить в уставной капитал вновь образованной управляющей компании Mashineri&Industrial Group N.V. Не голландскую офшорную, как было раньше, а нашу, отечественную. И оставаться у штурвала тракторного гиганта до второго пришествия.
Неплохой ход. Бухгалтер Берлага и ответственный работник Скумбриевич из кинофильма "Золотой теленок" наверняка позавидовали бы такой хватке. Кстати, о кино. В интервью газете "Коммерсантъ" от 18 февраля 2009 года президент "Тракторных заводов" поделился своими творческими планами. Он еще тогда купил 30 кинозалов в Москве и Санкт-Петербурге, а в ближайшие три года планирует создать сеть из 200-250 кинозалов по всей стране, что позволит занять 10-15% российского рынка кинопоказа. Еще в 2007 году Михаил Болотин совместно с Альбертом Баковым создали кинокомпанию "ВВП Альянс" и вложили на создание кинокартины "День Д" ни много ни мало 5 млн долларов. Ну что ж, зрелища тоже нужны. А как обстоят дела с производством?
Погасить долги КТЗ мог бы за счет продажи земли в Красноярске и Волгограде. Во всяком случае, так утверждают эксперты. В Красноярске у концерна есть площади, освободившиеся за счет переноса мощностей Красноярского завода комбайнов на Чебоксарский "Промтрактор". Там планировал начать строительство красноярский девелопер "Сибиряк". Площади в Волгограде должны освободиться за счет оптимизации производства на Волгоградском тракторном заводе.
Освободившиеся площади, как это не раз бывало, новые владельцы скорее всего перепрофилируют в торгово-офисные центры.
Интересно, что подумают рабочие в Красноярске и Волгограде, если их начнут сокращать? На какие шиши они будут ходить в кинотеатры господина Болотина смотреть кинокартину "День Д"? Согласитесь, что еще делать безработному?Люди, которые успешно производят тракторы, трелевочную технику и даже БМД (боевая машина десанта), не имеют морального права вести столь ответственное дело к банкротству.
Сейчас, когда возникли проблемы с "Мистралями", а с внедрением иностранных технологий становится все сложнее, когда Россия оказалась в изоляции и каждый день технического развития на счету, появляются такие дельцы, которые из всех математических действий предпочитают отнимание и деление, нанося непоправимый вред государству.