10.12.2014 20:38

Машина вместо коляски

Чем государство поможет автопрому
Государство не отказывается от поддержки отечественного авторынка.

Но надо выбрать наиболее эффективные варианты. Есть идея, например, разрешить тратить деньги материнского капитала на авто. Или продолжить субсидировать процентные ставки по автокредитам. Кроме того, в ближайшее время чиновники продумают, как еще больше защитить наш автопром в рамках ВТО.

По итогам совещания в Набережных Челнах премьер-министр Дмитрий Медведев дал ряд поручений. Минтруду, минфину, минэкономразвития и минпромторгу рассмотреть вопрос "о возможности использования средств материнского капитала на приобретение транспортных средств".

Эксперт в сфере маркетинга Татьяна Комиссарова говорит, что теоретически эта мера может простимулировать потребление продукции автопрома теми нашими согражданами, чей материнский капитал в настоящее время для удовлетворения текущих и неотложных нужд не задействован.

Но, по ее словам, на рост показателей авторынка повлияет не очень сильно. Ведь женщины, получающие эти деньги, предпочтут потратить их на фундаментальные потребности, к примеру, на жилье, на здоровье или образование детей. .

Еще одно поручение минпромторгу, минэкономразвития и минфину - оценить целесообразность запуска программы субсидирования части процентной ставки по автокредитам.

Среди прочего, минэкономразвития и минпромторгу было поручено рассмотреть вопрос применения мер тарифной и нетарифной защиты российского авторынка с учетом наших обязательств в рамках ВТО и "складывающейся мировой практики в этой области, а также необходимости сохранения экономически привлекательных условий реализации инвестиционных проектов в сфере производства транспортных средств и автокомпонентов".

Если говорить про тарифные ограничения, то Россия может повысить ввозные пошлины на зарубежные авто, рассказывает эксперт в сфере внешней торговли Сергей Лапин. Чтобы повысить такие тарифы в рамках ВТО, нужно это обосновать. Среди оснований может быть довод о том, что импорт причиняет ущерб нашей промышленности.

А вот нетарифные ограничения могут принять форму квот (полное ограничение количества товара из определенной страны), либо лицензий (допуск товара на внутренний рынок из определенной страны при условии получения ею лицензии).

Чтобы члены ВТО не предъявили потом России претензии, вводимые тарифные или нетарифные ограничения можно обосновать ссылками на общие исключения из правил ВТО. Например, доказать, что ограничения связаны с необходимостью защиты жизни и здоровья людей или окружающей среды.

Но, по словам директора Института анализа предприятий и рынков НИУ "Высшая школа экономики" Андрея Яковлева, российский автопром в частности и автомобильный рынок в целом и так находятся сейчас в выгодном положении по сравнению с зарубежными конкурентами. Потому что классическая мера нетарифной защиты - ослабление курса нацвалюты.

А после ослабления рубля наши автопроизводители оказались в 1,5 раза более выгодных условиях. Ведь наши автомобили и запчасти к ним теперь выглядят существенно более дешевыми по отношению к заморским агрегатам.