Похвастаться лучшими мировыми практиками по привлечению инвестиций сегодня может лишь каждая четвертая российская область, подсчитали аналитики. Но расти есть куда: тотальный охват общенационального регионального инвестиционного стандарта должно ускорить этот процесс.
Почти идеальным инвестклиматом могут похвастаться не только Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Об этом свидетельствует пока неопубликованный дистанционный рейтинг региональной инвестпривлекательности за 2014 год (имеется в распоряжении "РГ"), который подготовили эксперты Национального рейтингового агентства (НРА).
По их данным, примерно 61 российский субъект Федерации (из 80 включенных в исследование регионов) может похвастаться высокой привлекательностью для притока инвестиций.
Тут нужно оговориться, правда, что некоторые регионы не были включены в рейтинг. Так, Республика Крым и город Севастополь, включенные в состав Российской Федерации в марте 2014 года, в рейтинге не оценивались из-за отсутствия достаточного количества сопоставимых статистических данных.
В целом же аналитики НРА проранжировали региональную инвестпривлекательность на три категории: лучшие (19 регионов), середняки (42), а также те, кому надо брать пример с первых двух групп федеральных субъектов (таких регионов также 19).
Первые области (входящие в рейтинговую категорию "высокая инвестиционная привлекательность") привлекают более 85 процентов от общего объема прямых иностранных капиталовложений, причем более половины этой суммы приходится на Москву.
В тоже время вторая, самая крупная, группа регионов привлекает чуть более 14 процентов таких вливаний. Причем в большинстве регионов из этой инвестгруппы фиксируется нулевой приток иностранных инвестиций. А вот на долю "аутсайдеров" с рейтингом "умеренная инвестиционная привлекательность" приходится только порядка полупроцента от всех прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику.
Глобально же эксперты выделяют два ключевых драйвера роста инвестиционной привлекательности наших регионов. Первым драйвером являются базовые макроэкономические преимущества региона. К ним относятся богатые запасы природных ресурсов, столичный статус, высокая численность населения и выгодное географическое положение.
Вторым драйвером роста инвестиционной привлекательности региона является активная деятельность региональных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата. Максимальные объемы частных инвестиций поступают в регионы, обладающие комбинацией двух названных преимуществ. Например, Татарстан привлекателен для инвестиций как в добывающий сектор экономики (благодаря наличию крупных месторождений нефти), так и в высокотехнологичные отрасли (благодаря развитой инновационной инфраструктуре и благоприятному деловому климату).
Как уже отмечалось, более половины всех регионов России (42 субъекта из 80 рассматриваемых) имеют "средний" уровень инвестиционной привлекательности. Между такими регионами идет активная конкурентная борьба за привлечение инвесторов. Среди наиболее востребованных у инвесторов "бонусов" - особые экономические зоны, подготовленные инвестиционные площадки и личная роль губернатора как куратора инвестиционных проектов и гаранта защиты инвестиций.
Но целый ряд регионов (пять республик Северного Кавказа, Алтай, Калмыкия и Тыва) имеют низкую инвестактивность. Это обусловлено структурными социально-экономическими проблемами, носящими долгосрочный характер. Несмотря на определенные реформы, осуществленные в этих регионах в последние годы, крупных инвестиционных проектов там так и появилось.
Экономическое развитие этих регионов фактически зависит не от частных инвестиций, а от финансовой поддержки со стороны федерального центра. Кстати, доля собственных налоговых и неналоговых доходов в доходной части бюджетов таких регионов не превышает 50 процентов. Однако в условиях сложившейся неблагоприятной экономической конъюнктуры возможности для бюджетной поддержки сокращаются.
Но в целом различия в инвестиционном климате между регионами России пусть медленно, но все же сглаживаются. Этому во многом способствует внедрение "Регионального инвестиционного стандарта" (комплекса из 15 лучших практик в области работы с инвесторами). К примеру, по состоянию на декабрь 2014 года стандарт полностью внедрен в 54 регионах, в остальных регионах (за исключением Крыма и Севастополя) внедрено не менее половины положений стандарта.
Это означает, что в большинстве российских субъектах созданы минимально необходимые институциональные условия для привлечения инвестиций. Внедрение требований стандарта - не просто формальная процедура: органы федеральной власти регулярно проводят мониторинг качества внедрения стандарта, в том числе и с помощью опросов предпринимательского сообщества в регионах. Благодаря такому подходу, власти регионов теперь просто обязаны вести диалог с бизнесом и осуществлять реальные шаги по повышению инвестиционной привлекательности. Некоторые субъекты РФ уже работают на опережение и внедряют инвестиционные стандарты не только на региональном, но и на муниципальном уровнях (к примеру, Ленинградская область).
Руководители большинства российских регионов должны осознать еще большую важность активных действий по привлечению инвестиций. Если раньше активное взаимодействие губернаторов с зарубежными и российскими инвесторами было исключением из правил, то теперь такой диалог стал общепринятой практикой. Руководители регионов активно организуют экономические форумы, выставки и презентации, а также нередко сами посещают зарубежные инвестиционные форумы.
"Ресурсные" же регионы должны осознать всю важность диверсификации экономики. В условиях неблагоприятной динамики цен на нефть и высокой волатильности на других товарно-сырьевых рынках, их экономическое благополучие не может быть основано только на эксплуатации природных ресурсов. Поэтому перед такими регионами встает важная задача диверсификации экономики и привлечения инвестиций в альтернативные сектора экономики. С этой задачей хорошо справляются, например, в Томской области.
Тут наряду с нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслями успешно развиваются и инновационные, наукоемкие производства. Этому способствует хорошая инвестиционная инфраструктура, включающая в себя, в частности, особую экономическую зону и систему бизнес-инкубаторов.
Нельзя не отметить, что из нынешних геополитических и макроэкономических явлений регионы могут извлечь определенную выгоду. Например, ответные меры в виде ограничения на ввоз продовольственных товаров из ряда зарубежных стран могут способствовать развитию аграрно-промышленного комплекса. Ослабление национальной валюты, в свою очередь, делает российские регионы более привлекательными для инвестиций в трудоинтенсивные отрасли.