Напротив, как полагает полпред президента в Госдуме Гарри Минх, который представил в Госдуме президентские поправки в российское антикоррупционное законодательство, наказание станет более реальным и неотвратимым.
Стократный штраф как возмездие за взяточничество и за коммерческий подкуп был введен в России в мае 2011 года. Тогда депутатам, которые дружно поддержали эту идею, казалось, что угроза понести материальный ущерб, сильно превосходящий полученную взяточником выгоду, удержит его от соблазна. А если нет, то ему придется расплачиваться не только репутацией, но и большими деньгами, которые в госказне будут совсем не лишними.
Видимо, эту точку зрения разделяли и в судах, потому что с 2011 года штраф для взяточников, по словам Минха, стал основным видом наказания. А для 89 процентов осужденных за коррупционные преступления небольшой тяжести, вообще штраф стал безальтернативным видом наказания. И здесь обнаружился такой неприятный для госказны "нюанс" - далеко не все взяточники имели реальную возможность заплатить штраф. Не скопили еще денег. Или быстро потратили. Как уточнил Гарри Минх, объясняя депутатам ситуацию, только 15 - 20 процентов уплачивалось от того размера штрафов, что были назначены. Так что неотвратимости наказания норма явно не гарантировала. И перевоспитать коррупционеров не могла. "Тюрьмы они уже не боятся, а с сумой пустить их по миру мы почему-то никак не хотим", - заметил "справоросс" Олег Нилов.
Новый президентский законопроект выстраивает более "разветвленную" систему наказания. В часть первую статьи 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом) вносятся изменения, предполагающие штраф от 10-кратной суммы взятки до 50-кратной. Появляется и альтернатива - фиксированный размер штрафа до миллиона рублей. Плюс лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет. Возможны также исправительные или принудительные работы. Если штраф предусмотрен как дополнительное наказание к лишению свободы (до трех лет), то размер его может варьироваться от 10-кратной до 20-кратной суммы взятки.
За дачу взятки должностному лицу (статья 291 УК РФ) будет грозить штраф от 5-кратной суммы взятки до 30-кратной. Или фиксированные полмиллиона. Штраф, равный пяти- или десятикратной сумме взятки, может стать дополнением к лишению свободы взяткодателя (от года до двух лет).
И теперь у чиновников, уличенных во взяточничестве, а также тех, кто их "подкармливает", будет в два раза больше времени для уплаты штрафа - не тридцать, а шестьдесят дней (со дня вступления приговора суда в законную силу). Возможно (при уважительных причинах) сделать это и в рассрочку, если разрешит суд - в течение пяти лет.
Законопроектом предполагается и еще одно нововведение - конфискация имущества взяточника для взыскания штрафа, если необходимой суммы денег у него не нашлось.
Но депутаты все-таки ждали от законопроекта, который совершенствует меры борьбы с коррупцией, большего. "От медикаментозного лечения нужно переходить к операции - вырезать эту раковую опухоль коррупции. Конфисковать нечестно нажитое имущество, а они пусть потом доказывают, что приобрели его на законные деньги!" - настаивал "справоросс" Олег Нилов.
Коммунист Николай Коломейцев предложил более жесткий подход - бороться с коррупцией как это делают в Китае или Италии. Уточнять коллегам, как именно это делают в Китае, он не стал. Однако Гарри Минх возразил, что и там стопроцентного результата нет. И напомнил депутатам, насколько плодотворно антикоррупционное законотворчество в Думе шестого созыва: каждый год по два, а то и по три закона по этой проблеме.
Депутаты, хотя и испытывали некоторые сомнения - а не ослабнут ли теперь действия по пресечению коррупционных преступлений, - законопроект поддержали. Они согласились с тем, что система будет работать "в рамках профилактики" эффективнее, если суммы штрафов станут более адекватными реальным возможностям провинившегося.