Основной пул фильмов, которые будут бороться за статуэтку в категориях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер", уже сформирован. Что это будут за фильмы, можно сказать, изучив номинации Critics Choice Awards - главной награды американской гильдии кинокритиков. Журнал Variety называет шорт-листы этой награды "одним из наиболее точных "оскаровских" предсказаний". Иными словами, те, кто приглянулся критикам, не останутся без внимания академиков.
Итак, на титул лучшего фильма по версии Critics Choice Award в этом году претендуют "Бердмен" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, "Отрочество" Ричарда Линклейтера, "Исчезнувшая" Дэвида Финчера, "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона, "Игра в имитацию" Мортена Тильдума, "Несломленный" Анджелины Джоли, "Стрингер" Дэни Гилроя, "Сельма" Авы Дюверней, "Вселенная Стивена Хокинга" Джеймса Марша и "Одержимость" Дамьена Шазеля. Вероятнее всего, именно эти картины и получат "оскаровскую" номинацию на лучший фильм. Неожиданностью можно считать непопадание в шорт-лист "Охотника на лис" Беннетта Миллера - биографический фильм о мультимиллионере Джоне Дюпоне, который застрелил олимпийского чемпиона по вольной борьбе. Включат ли его в главную номинацию "Оскара"- одна из интриг. Скорее всего - включат. Вероятно, вместо "Одержимости", которая считается аутсайдером гонки.
Один из самых любопытных моментов - в этом году за "Оскар" будут бороться очень много биографических фильмов. Байопик вообще самый "оскароемкий" из всех жанров, но, прямо скажем, не каждый год на звание лучшего фильма претендуют аж семь жизнеописаний. Не относятся к байопикам из предполагаемого шорт-листа "Оскара" лишь "Исчезнувшая", "Отель "Гранд Будапешт" и "Стрингер".
Однозначный фаворит "Оскара" - "Бердмен". У фильма 13 номинаций на Critics Choice Awards, 7 на "Золотой глобус" и еще масса номинаций на награды рангом помельче. Виртуозно сделанная история полузабытого актера, собравшегося на старости лет организовать свое возвращение, нравится всем без исключения. Что может помешать ей получить "Оскар" в категориях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер", решительно непонятно. Ближайшие конкуренты - "Исчезнувшая", "Отрочество" и "Имитация игры" - тоже не уйдут с церемонии с пустыми руками, однако ограничатся менее важными наградами.
Номинации на "Оскар" в категории "Лучший актер" с вероятностью 99 процентов получат Майкл Китон ("Бердмен"), Бенедикт Камбербатч ("Игра в имитацию"), Стив Карелл ("Охотник на лис"), Джейк Джилленхол ("Стрингер") и Эдди Рэдмейн ("Вселенная Стивена Хокинга"). В женской номинации в схватке за приз сойдутся Дженнифер Энистон ("Торт"), Фелисити Джонс ("Вселенная Стивена Хокинга"), Розамунд Пайк ("Исчезнувшая"), Джулианна Мур ("Все еще Элис"), Риз Уизерспун ("Дикая"). Именно эти люди номинированы на премию Гильдии киноактеров.
С мужским "Оскаром" все более-менее ясно - в этом году есть Майкл Китон и все остальные. И шансы этих остальных стремятся к нулю. К тому же это очень голливудская история: выпавший из категории "А" артист с блеском в нее возвращается, сыграв - упс - выпавшего из категории "А" артиста.
А вот у женщин борьба поинтересней. К однозначным аутсайдерам здесь следует отнести Риз Уизерспун - один "Оскар" у нее уже есть, а два пока не заслужила. Дженнифер Энистон вроде бы также далеко не фаворитка: номинация станет поощрением за смену комедийного амплуа на драматическое. Фелисити Джонс пока не имеет достаточно веса, чтобы вот так взять и забрать главный актерский "Оскар". Розамунд Пайк, сыграв в "Исчезнувшей", совершила прорыв в карьере, аналогичный прорыву Джессики Честейн времен "Прислуги". Но актерский "Оскар" Честейн, кстати, так до сих пор и не получила.
Остается Джулианна Мур. Она, конечно, идеальный кандидат. Во-первых, у нее уже четыре номинации на "Оскар" и ни одной статуэтки. Если пролетит и в этот раз, ее можно будет называть Ди Каприо в юбке - количество нереализованных попыток взять "Оскар" у них будет одинаковое. Во-вторых, Джулианна Мур во "Все еще Элис" играет женщину, страдающую болезнью Альцгеймера. А это для академиков почти тоже самое, что и актер, играющий больного СПИДом - то есть роль настолько "оскаровская", что дальше уже некуда. Одним словом, если решитесь ставить деньги, то ставьте на победу Мур.
Практически на 100 процентов можно предсказать, что "Левиафан" Андрея Звягинцева попадет в номинацию "Лучший фильм на иностранном языке". Конкуренцию ему там, вероятно, составят "Ида" Павла Павликовского ("Польша") и "Два дня и одна ночь" братьев Дарденн (Бельгия). Но ни у польской, ни у бельгийской картины нет той поддержки американской прессы, какая есть у "Левиафана". Шансы российского фильма в этом году велики как никогда.
"Интерстеллар" Нолана, несмотря на хорошую прессу, восторги зрителей, внушительный кассовый успех и непомерные амбиции режиссера, не получит ни одной "серьезной" номинации. Этот блокбастер будут чествовать в таких категориях как "Лучшие визуальные эффекты" и "Лучший звук" . По крайней мере, именно такой расклад на Crirtics Choice Awards. А на "Золотой глобус" у "Интерстеллара" и вовсе нет ни одной номинации. Это очередной удар по самолюбию Нолана, которого академики по-прежнему не каждый раз пускают в клуб больших режиссеров.
Клинт Иствуд, напротив, состоит в этом клубе не одно десятилетие, но последние его работы явно недобирают номинаций на "Оскаре". Вот и его новая картина "Американский снайпер", видимо, будет довольствоваться второстепенными номинациями - например, "Лучший адаптированный сценарий". Но если фильм Нолана что-нибудь да получит (пусть и по технической части), то у Иствуда есть реальный шанс уйти с церемонии с пустыми руками.
Церемония вручения "Оскара" состоится 22 февраля в Лос-Анджелес. Номинантов премии назовут 15 января 2015 года.