В омских поликлиниках открыли кабинеты "неотложки"

Скорая помощь должна оказывать неотложную медицинскую помощь в экстренных случаях, но на практике врачам часто приходится обслуживать пациентов, которые просто не хотят идти в поликлинику.

Корреспондент "РГ" провела дежурство вместе с бригадой "неотложки", чтобы разобраться, почему захворавшие горожане предпочитают вызывать скорую, а не записываться на прием к участковому терапевту.

Врача не спасли

Лет десять лет назад я таким же образом "поработала" на омской скорой, нарядившись в белый халат с дырками, и тогда мы разъезжали на старом "Рафике", мотор которого глох несколько раз за выезд. Сегодня у всех медиков фирменная серебристая униформа, а в автопарке старой техники вообще не осталось.

- Наши реанимобили сегодня напоминают космические корабли, - гордится главный врач службы Максим Стуканов. - Обновление техники теперь происходит ежегодно. В прошлом году мы получили 31 новую "газель", в этом должно поступить еще десять автомобилей. Они укомплектованы самым современным медицинским оборудованием: аппаратами ИВЛ, глюкометрами, итальянскими небулайзерами. У нас такие лекарства, которых в омских стационарах еще не видели.

Можно сказать, что благодаря нацпроекту "Здоровье" и финансовым вливаниям из местного бюджета технические вопросы удалось решить. Однако экстренная служба продолжает работать на пределе - сегодня проблемы связаны не с автомашинами и приборами, а с человеческим фактором.

У входа в Центральную подстанцию - цветы и фотография в черной рамке. Прошло сорок дней с тех пор, как прямо на вызове впала в кому 58-летняя врач-педиатр. Отцу затемпературившего ребенка не понравилось, что бригаду пришлось ждать, и мужчина устроил скандал. А когда педиатру стало плохо, решил, что врач притворяется. Начал выталкивать медиков на улицу. Валентина Николаевна скончалась от кровоизлияния в мозг. Спасти ее не смогли.

- Она всегда брала с собой детские игрушки на вызов к малышам, - вспоминают коллеги. - Мы похоронили ее с томиком стихов о любви. Дочка, студентка медакадемии, осталась сиротой.

- На одного сотрудника порой приходится до двадцати вызовов за дежурство, - рассказывает старший дежурный врач Центральной подстанции Анатолий Ильяшенко. - Хотя раньше доктор обслуживал по восемь-десять вызовов за смену. Бывает, даже из машины не выходишь, перекусывать приходится на ходу.

Ежедневно в Омске выходит в линию около сотни машин с надписью "03". Столько положено по нормативам, согласно численности населения. Впрочем, по словам медиков, людей в областном центре проживает больше, чем числится по статистике. А бомжей, нелегалов и гостей из других городов вообще никто не учитывает. Между тем скорая эту нагрузку ощущает в первую очередь.

- Нередко селяне приезжают в город специально для того, чтобы вызвать нашу бригаду и попасть в городскую больницу, - говорит Максим Стуканов.

За сутки в скорую поступает более тысячи тревожных звонков пациентов. Между тем медики утверждают, что как минимум треть из них не нуждаются в экстренной помощи. Свои проблемы со здоровьем эти омичи вполне могли бы решить в поликлинике по месту жительства.

Лечат от похмелья

Срочный вызов на улицу Герцена: у 27-летнего мужчины очень высокая температура и упадок сил. В частном доме, полном гостей, бурно празднуют день рождения. Больной жалуется на головную боль. Градусник показывает - 37,7. Оказывается, к терапевту омич не пошел, потому что у него нет полиса. Третий день лечится кипяченым пивом - так ему одна бабушка на рынке посоветовала, а улучшений все нет.

В этот вечер у фельдшера Татьяны Проскуры будет еще несколько вызовов "на температуру". На поездку к взрослому человеку, вполне способному самостоятельно выпить жаропонижающее, уходит в среднем полтора часа. Каждый вызов обходится бюджету в 1 730 рублей, не считая затрат на медикаменты.

- Скорая помощь не лечит, скорая помощь спасает, - напоминает старую истину Анатолий Ильяшенко. - У нас десятки инфарктов и инсультов в день. Однако порой врачей вызывают и для того, чтобы измерить давление или спросить, как закапывать капли в нос.

Иногда пожилые люди звонят на пульт неотложки по несколько раз за сутки. Забывают, что врач к ним уже приезжал. И бригада вновь срывается с места.

Следующий вызов к 34-летней омичке. У директора фирмы "сердце бьется как тряпочка" и судороги начались. По приезду выясняется, что дама три дня беспробудно пила и теперь ей "почему-то стало плохо". Необходимо облегчить страдания. В городе полно коммерческих служб, которые готовы моментально примчаться к "больному" снять похмельный синдром. Но только скорая не возьмет за реабилитационные мероприятия ни копейки. Приедут, приведут в чувство да привезут бесплатные препараты.

У Центральной подстанции есть постоянные пациенты, которые таким образом "лечат" похмелье годами. К примеру, сына известного омского художника каждый санитар знает в лицо. Скорая выводит его из запоев на протяжении пятнадцати лет.

- Знают, что мы не имеем права не выехать. А в это время кто-то, серьезно занемогший, вынужден ждать своей очереди, - сетуют врачи.

Неотложка в поликлинике

- Мы - своего рода зеркало, в котором видны проблемы не только здравоохранения, но и всего общества, - считают медики. - По вызовам "03" можно судить о том, получают ли обезболивающее онкобольные, как обстоят дела с помощью диабетикам и астматикам. Даже о том, что в регион поступила партия наркотиков или суррогатного алкоголя, мы узнаем раньше, чем правоохранительные органы.

Если подстанции завалены работой под завязку, значит, что-то не в порядке в первичной системе медицинской помощи. Чтобы разгрузить дорогостоящую экстренную службу, в поликлиниках открывают "неотложные" кабинеты. Захворавшие омичи теперь могут получить здесь быструю консультацию, не дожидаясь очереди к врачу.

- В этом году мы запустили пилотный проект, - рассказывает Максим Стуканов. - В течение трех месяцев наши диспетчеры передавали в поликлиники несрочные вызовы. Вместо скорой к омичам приходил дежурный участковый врач, как и должно быть.

Стуканов утверждает, что "лекарство" подействовало. Но на подстанции меня уверяют в том, что горожане быстро раскусили фишку, и теперь у постоянных клиентов, как в сказке про Айболита, "скарлатина, холерина, дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит".

Вызов на улицу Производственную. Подозрение на внутреннее кровотечение. На месте выясняется, что 45-летнего мужчину на днях выписали из наркологического диспансера. Пожилая мать со слезами на глазах просит доктора госпитализировать его хоть куда-нибудь на обследование. Боится, что сын вновь уйдет в загул. Да и гемоглобин низкий у него.

Как выяснилось, утром пенсионерка с сыном посещала участкового врача. Но доктор только развел руками и сказал, что причины анемии необходимо выяснять в больнице. И сам посоветовал вызвать скорую.

Впрочем, доходчивее всего "cбой в системе" объяснил 80-летний пенсионер.

- В поликлинике в очереди к терапевту порой приходится провести полдня, - рассказал умудренный жизнью дедушка. - Потом тебе выдадут направление к узкому специалисту, который сможет принять не раньше, чем через две недели. Назначат платное УЗИ. А скорая увезет прямиком в стационар, где все анализы и консультации сделают бесплатно и быстро.

P.S.

В тот вечер наша бригада доставила пожилого пациента с сильными отеками в урологическое отделение. Из-за отеков он уже не мог самостоятельно подняться с кровати. Пенсионер находился на так называемом "домашнем стационаре". Ежедневно к нему приходили из поликлиники и делали уколы. Но отеков почему-то упорно не замечали.