23.12.2014 10:33
    Поделиться

    В Воронеже открылся музей истории авиации

    К столетию образования дальней авиации России, которое отмечается 23 декабря, в Воронеже открыли музей, где собраны модели легендарных самолетов, портреты известных конструкторов и испытателей. Первые посетители узнали, кто первым в мире придумал треугольное крыло и почему до революции на борт воздушной машины влезали, как в стремя, - с левой стороны и с саблей на боку.

    Когда в 1914 году последний российский император подписал указ о создании эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец", ее командиром стал уроженец Воронежской губернии генерал-майор Михаил Шидловский (сейчас его родное Новохуторное - на Белгородчине).

    - Он вообще-то был предпринимателем. Все наследство вложил в Русско-Балтийский вагонный завод, где строили и сельхозмашины, и автомобили, и самолеты Игоря Сикорского. А в итоге - создал стратегическую авиацию, о которой тогда в мире и не слыхали, - пояснил инициатор создания музея Александр Стрельцов.

    Воронежское отделение союза ветеранов дальней авиации, которое Стрельцов возглавляет, собирало материалы для экспозиции семь месяцев. Спонсоров поначалу можно было пересчитать по пальцам одной руки. Когда дошло до дела, половина куда-то запропала. В итоге комнату при кафедре самолетостроения технического университета "бюджетно" украсили небольшие макеты воздушных машин, копии фотографий, газетные вырезки и старенький радиоприемник. Оживить обстановку помогли рассказы энтузиастов-краеведов.

    - Вы разве не в курсе, что авиация пошла от казаков? - улыбнулся атаман Северо-Донского казачьего округа Виктор Галушкин. - Неслучайно в самолетах стремянка традиционно приделана слева: садишься, как на коня. Изначально на боевые машины сажали только офицеров, а они в царской армии носили сабли. Потом для удобства ввели авиационные кортики по аналогии с морскими. Первыми авиаторами становились казаки, артиллеристы и морпехи. Так, из кубанских казаков происходил генерал-майор Вячеслав Матвеевич Ткачев (он в 1917 году возглавлял всю авиацию России), первые летчики - Герои Советского Союза времен Великой Отечественной…

    К слову, среди прославленных асов был луганчанин Александр Молодчий - будучи замкомандира эскадрильи 420-го полка особого назначения (Воронеж - Монино), он мог стать, наравне с Кожедубом и Покрышкиным, кавалером трех "Золотых Звезд". Но по каким-то причинам остался дважды Героем. Его фотографию в воронежском музее поместили на стенде, пожалуй, самого славного периода в истории дальней авиации - рядом с портретами летчиков Николая Гастелло и Екатерины Зеленко (выпускница воронежского аэроклуба, единственная женщина, свершившая воздушный таран), конструкторов Туполева, Ильюшина и Антонова.

    - Здесь все переплетено и так или иначе связано с Воронежем, - отметил Александр Стрельцов. - Наш аэроклуб подготовил семь тысяч летчиков и 70 тысяч парашютистов. Наш земляк Александр Москалев - гениальный создатель 35 типов самолетов! Он первым взялся за идею треугольного крыла в проекте "Сигма" 1934 года, но позже Сталин велел все разработки уничтожить. Воронеж можно назвать колыбелью дальней авиации. Куда ни взгляни: либо воздушная машина сделана здесь, либо ас отсюда родом или окончил Борисоглебское училище… Среди первых его выпускников был Валерий Чкалов, там же готовили первую бригаду десантников - они приземлились на окраине Воронежа в 1930 году, и это считается днем рождения ВДВ. Знаменитые беспосадочные перелеты Чкалова (из СССР в США через Северный полюс) и первой женщины - Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой (из Москвы на Дальний Восток) были совершены на воронежских АНТ-25 и АНТ-37бис (ДБ-2).

    Местный авиазавод ВАСО, доныне сохранивший "дальнемагистральное" производство Ил-96, собирал и легендарный штурмовик Ил-2, и сверхзвуковой Ту-144. В воронежский добровольческий коммунистический полк, сформированный в самом начале Великой Отечественной, вошел целый батальон самолетостроителей - 14 из них стали кавалерами "Золотой Звезды". Иван Меркулов повторил подвиг Матросова, Алексей Небольсин - подвиг Гастелло. В 1943-м на заводском аэродроме базировался 586-й истребительный женский полк.

    Не прервалась в Воронежской области и традиция военного авиационного образования. Помимо Борисоглебского летного, действует бывшее училище в столице регионе, сменившее множество вывесок. Сегодня это основная площадка Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина. Ее магистранты - будущие командиры полков и дивизий - на открытии выставки получили из рук ветеранов медали к столетию дальней авиации.

    Коллекция музея еще будет пополняться. Опытный штурман-инструктор Александр Поряднев, учивший некогда коллег-ливийцев (в их числе был покойный Муаммар Каддафи), планирует передать сюда навигационную линейку НЛ-10. С ее помощью в докомпьютерную эпоху рассчитывали путевое время, скорость и высоту полета.

    Но пока самый насущный вопрос - с помещением.

    - К сожалению, авиазавод вынужден продавать как непрофильный актив то здание, в котором располагается наша кафедра. Поэтому мы рассмотрим любые предложения, связанные с "передислокацией" музея, - сообщил завкафедрой самолетостроения воронежского технического университета Владимир Корольков. - А экспозицию надо обязательно дополнять, надо водить сюда школьников и студентов. Да с самого детства воронежцы должны знать историю авиации - кто не знает истории, тот не знает себя! В нашем городе делали великие самолеты, недостижимые по своим характеристикам и не потерявшие актуальности по сей день.

    Музей истории дальней авиации находится по адресу: Воронеж, ул. Циолковского, 34/1, комната 41 (здание напротив центральной проходной ВАСО, кафедра самолетостроения ВГТУ), попасть туда можно в рабочие дни с 11 до 15 часов. Лучше предварительно позвонить по телефону: (960) 130 81 20 (Александр Алексеевич Стрельцов). Сайт Союза ветеранов дальней авиации России - http://da-sv.ru.

    Кстати

    В 2014 году Воронеж был официально отмечен как родина тяжелобомбардировочной авиации. Название города украсило борт одного из стратегических ракетоносцев Ту-95МС, несущего дежурство в саратовском Энгельсе. Дело в том, что в начале 1930 года первые советские серийные тяжелые бомбардировщики ТБ-1 Михаил Калинин вручил именно воронежской 11-й авиабригаде. Столица Черноземья стала 17-м городом, давшим почетное имя грозной "тушке". Ранее так были отмечены, в частности, Смоленск, Калуга, Рязань и Тамбов.

    Поделиться