25.12.2014 14:19
    Поделиться

    В Брянске обсудили сохранение культурного наследия

    Что поможет региональным музеям развиться
    На фестивале "Российской газеты" в Брянске прошла встреча на тему сохранения культурного наследия. Участники собрались за настоящим круглым столом (причем раритетным) в небольшом частном музее меценатов - чуть ли не единственном учреждении такого рода в российской провинции.

    Частный музей брянских меценатов представляла председатель правления Фонда имени братьев Могилевцевых Ирина Кеня, областной краеведческий музей - исполняющая обязанности директора, совсем недавно директор федерального музея-усадьбы Алексея Константиновича Толстого в Красном Роге Елена Ловяго. О жизни регионального музея рассказала научный сотрудник историко-архитектурного комплекса "Теремок" (бывшее имение княгини Марии Тенишевой в Талашкино под Смоленском) Тамара Исаченко, а о работе брянского городского выставочного зала - его директор Марина Савина.

    В княжеских владениях

    Отвечая на вопрос: что дал музеям год культуры, практически все использовали слово "впервые". К примеру, смоленский "Теремок" впервые за все время существования музея посетил глава региона. По словам Тамары Викторовны, впервые и местная администрация пошла на контакт. И тут же она вздыхает, поскольку в год культуры с них "срезали" все, что можно было, - многие планы и проекты пришлось свернуть.

    - Но есть и радостные события: отреставрировали портал "Чудо Георгия о змие". Это труд всей жизни княгини Тенишевой. Как она писала об этом Рериху, "всю жизнь я занимаюсь эмалями", - рассказала Тамара Исаченко. - В последнее время пришла в полную негодность деревянная часть, эмали-то бессмертны. И еще важный момент: в прошлом веке в одной из газет появилась публикация: захоронение князя Вячеслава Тенишева разгромили и уничтожили, и обретение его могилы начнется тогда, когда будет возрождаться Россия. Это обретение произошло в уходящем году.

    В музее брянских меценатов год культуры также оказался связан с именем Тенишевых (князь и богатейший промышленник Вячеслав Тенишев и его супруга Мария, тесно связанные с Брянщиной, были, пожалуй, самыми известными российскими благотворителями - прим. авт.): открылся зал, посвященный деятельности этих меценатов, сняли фильм о княгине. А еще на семинаре в столице брянские музейщики нашли единомышленников из других регионов.

    - Год был насыщенным, музей работает, приходят на экскурсии школьники и студенты, экспозиция пополняется, - поделилась Ирина Кеня. - К сожалению, повлияли на деятельность события на Украине, поскольку у нас были тесные связи с "шоколадным домом" в Киеве (особняк брянского лесопромышленника и мецената Семена Могилевцева, возглавлявшего впоследствии киевский биржевый комитет - прим. авт.), где проходили и выставки, и презентации книг. Тесные связи были с музеем Рериха в Одессе. С людьми продолжаем общаться, но выехать туда пока невозможно.

    Обустроят Красный Рог

    В музее федерального значения, усадьбе Алексея Константиновича Толстого, - свои хлопоты. Сегодня это объект номер один на территории Брянщины, который должны к юбилею - в 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения писателя - привести в порядок.

    В усадьбе Алексея Толстого посетителям предложат и дров нарубить, и печь затопить

    - Сейчас к усадьбе Толстого в Красном Роге особое внимание не только областных властей, но и федерального правительства, - рассказала Елена Ловяго. - Сделаны первые шаги. В частности, снесены здания прошлого века, искажающие ее исторический вид. Ведь с 1917 года на территории усадьбы были пансионат и дом отдыха, а музею принадлежала только пара строений. Как усадьба Толстого это место было забыто, ее возрождение началось в 2012 году. А в этом, обследуя объекты, мы выявили помимо гостевого флигеля и погреба Разумовских еще три подлинных объекта. Теперь задача их воссоздать, реконструировать и музеефицировать. При обследовании парка нашли 15 мемориальных деревьев, сохранившихся со времен Толстого. Мы не можем заниматься только ремонтом и реставрацией - параллельно ведем работу по закупке музейных предметов. Вышли на федеральную программу "Культура России 2014 года". За счет поддержки областной администрации было приобретено 78 предметов на сумму 16 миллионов рублей. А федерация пообещала в следующем году закупить еще предметов на 13 миллионов.

    Неплохим был год и для городского выставочного зала Брянска. По словам его директора, в течении пяти лет здесь создавали пространство, в котором было бы уютно и творцам, и зрителям, и уже можно говорить об определенных успехах.

    - Мы проводим около 40 выставок в год. Конечно, сохраняя традиции, - пояснила Марина Савина. - Примерно половина пространства отводится под работы брянских живописцев.

    По ее словам, деятельность зала придала второе дыхание выставочной жизни города: заметно активизировались профессиональные союзы, общественность, появилось брянское отделение международного союза дизайнеров, возродил активную деятельность фотоклуб "Брянская улица", выделился фотоклуб "Альтернатива", открылось отделение фотоискусства...

    Деньги или просвещение

    Как может зарабатывать учреждение культуры? Бюджетное финансирование невелико, а с внебюджетными источниками - сложности, в том числе и бюрократические. Тамара Исаченко обратила внимание на такой момент: каждую неделю территорию музейного комплекса заполняют свадебные кортежи, но брать с них плату за вход на территорию нельзя.

    - Были бы свободные деньги на тот же бензин. Мы пишем, пишем, но все бесполезно. У нас есть возможность проводить выставки, интерактив. Но вопрос: сколько за это брать и как за это отчитаться?

    Кстати, частный музей, живущий за счет средств учредителей, не жаждет "подсесть" на бюджетную кормушку: "Пусть мы будем бесплатно проводить экскурсии, но у нас будут руки развязаны", - заявила Ирина Кеня. Этот музей еще и именные стипендии платит.

    А как быть тому же выставочному залу?

    - Две трети наших посетителей - льготные категории граждан, - рассуждает Марина Савина. - На ком зарабатывать? На художниках? Брянск - это не культурная столица. Брать плату за организацию выставок с художников, мне кажется, не гуманно. Если художник в Москве платит за выставочную площадь, он предполагает, что сможет что-то реализовать. Здесь же его выставка несет больше просветительский характер.

    Как привлечь людей в музеи?

    - Я уверена, что любой музей - не только экспозиция, книги, статьи, это обязательно живая жизнь, - считает Тамара Исаченко. - Идет выставка эмалей - и тут же художник дает мастер-класс. В Талашкино есть художник-керамист, учит мастерству местных детей. Другой пример: выпросили у спонсоров теплицу, теперь планируем разбить тенешевский огород. Сюда будут приезжать родители с детьми. Японцы вон платят по 200 евро за "чудеса природы": чтобы походить по луже, чтобы лягушку услышать, чтобы комарик укусил... Нас, конечно, комары бесплатно кусают, но все же...

    - Музей должен быть не только просветительской площадкой, но и местом, где зритель чувствует себя соучастником, - вторит ей Ирина Кеня.

    Все это не пустые разговоры - музейщики претворяют свои идеи в жизнь. Так, выставочный зал организует экскурсию "Брянская золотая миля": за полтора часа можно совершить путешествие на протяжении трех веков, посмотрев и живопись, и фото, и артефакты. Музей брянских меценатов показывает объекты, созданные на деньги благотворителей (начиная с городского водопровода). А в усадьбе Алексея Толстого планируется возродить графскую кухню - воссоздадут печь, где будут выпекаться хлебцы. В погребе Разумовского создадут экспозицию по изготовлению вина по рецептам ХIХ века. Предложат посетителям и дров нарубить, и печь затопить, и воды в ведрах на коромысле натаскать в прачечную. А в Тенишевской усадьбе под Смоленском, как встарь, играют спектакли под Новый год.

    Поделиться