07.01.2015 16:00
    Поделиться

    Дайджест: Известные люди, сидевшие за рулем "Москвича"

    Миронов и Крамаров, Данелия и Гайдай, Глызин и Цой, Ельцин, Харламов и Чумак… Всем этим знаменитостям довелось поездить на автомобилях "Москвич", ставших яркими символами советского автопрома. "РГ" вспоминает звезд, которые предпочитали машины московской и ижевской сборки вазовской "классике" и "Волгам".

    Жорес Алферов, физик

    Будущий лауреат Нобелевской премии по физике до 28 лет ездил по Москве на велосипеде, до 35-ти - на мотоцикле "Ява", а первый автомобиль - "Москвич-412" - приобрел в возрасте 39 лет, заняв деньги "у многих профессоров и завлабов". С этой машиной связан один забавный эпизод из жизни ученого. Однажды, опаздывая на встречу с президентом Академии Наук СССР Мстиславом Келдышем, Алферов превысил скорость и, подъехав к месту назначения, был оштрафован инспектором ГАИ, который все это время мчался за ним на такси. Кстати, когда сам физик в 1972 году стал членом-корреспондентом Академии, он почти сразу использовал право без очереди приобрести более комфортабельный автомобиль "Волга".

    Алексей Баталов, актер 

    Одну из своих главных ролей - слесаря Георгия - Алексей Баталов сыграл в фильме "Москва слезам не верит", где другим ярким "персонажем" стал 400-й "Москвич". И хотя в фильме Гога с "ветерком" и музыкой прокатился на "Победе", сам актер был неравнодушен как раз к "М-400". А все потому, что такая же машина была первой в его водительской карьере. 

    Об истории появления этого автомобиля Баталову приходилось рассказывать, наверное, в каждом интервью. Он купил машину за деньги… Анны Ахматовой. Великая поэтесса, будучи подругой его матери, актрисы Нины Ольшевской, долго жила в их доме. Юный Алексей какое-то время даже считал ее бабушкой. "Когда я вернулся из армии, она мне дала деньги, чтобы я купил что-нибудь из одежды, - вспоминал актер в разговоре с корреспондентом "РГ". 

    - Но я купил не пиджак, а старый "Москвич" и пригнал под окна своего дома. Поднялся в квартиру, подошел к Анне Андреевне и говорю: "Я купил машину". Пауза. Потом она поворачивается ко мне и говорит: "По-моему, это великолепно". Ахматовой довелось поездить на этой машине в качестве пассажира - Баталов возил ее передавать посылки в тюрьму ее сыну Льву Гумилеву, а также в Царское село, где поэтесса провела детство. 

    Чуть позже Баталов пересел на более современный "М-407" "бело-зеленого цвета" и, судя по воспоминаниям кинорежиссера Дмитрия Светозарова, увлекся тюнингом. Наверное, у актера был самый "навороченный" в стране "Москвич" - с модными колпаками на колесах и солнцезащитными козырьками на стеклах, которые он покупал за границей. А еще в его 407-м было уникальное торпедо из красного дерева, вырезанное ему в декорационной мастерской на "Ленфильме". И все же любимым авто актер впоследствии называл "Волгу", позже полученную через Союз кинематографистов СССР. 

    Юрий Белов, актер

    Знаменитый советский актер Юрий Белов сыграл немало блистательных ролей (например, в фильмах "Карнавальная ночь", "Королева бензоколонки" и "Девушка без адреса"), но карьеру прервал курс лечения в психиатрической больнице. По одной из версий, его упекли туда за неосторожную фразу о скором снятии тогдашнего руководителя советского государства Никиты Хрущева, сказанную за праздничным столом. По другой, Белова пытались избавить от навязчивых мыслей о самоубийстве. Как бы то ни было, после выписки от его услуг отказалось большинство крупных режиссеров. Ради заработка актеру пришлось подрабатывать частным извозом - на приобретенном в свое время "Москвиче" (по всей видимости, это был "М-402" или "М-407"). Позже, женившись на актрисе Светлане Швайко, Белов продал автомобиль и купил мотоцикл, на котором молодожены совершили романтическое путешествие на черноморское побережье. 

    Дмитрий Брекоткин, участник коллектива "Уральские пельмени"

    Популярный КВНщик, которого современный телезритель знает по выступлениям в коллективе "Уральские пельмени" и рекламным роликам, в свое время попортил нервы многим водителям Екатеринбурга. "То, как я ездил на своем "Москвиче", я сейчас не повторю на автомобилях, где в четыре раза больше лошадиных сил. Как только на горизонте появляется машина, идущая в твоем направлении, ее надо обогнать, перегнать, догнать, оставить позади! И чтобы в зеркале заднего вида ее вообще не было видно. Сейчас это все ушло - я вожу гораздо безопаснее, чем раньше", - рассказал он однажды журналистам. У Брекоткина был "Москвич-412" оранжевого цвета - подержанный, но в отличном состоянии. Но при таком стиле вождения вовсе не удивительно, что уже через год на машине не было "живого места" - сплошные вмятины, царапины, сколы. Впрочем, сам артист с интересом занимался ремонтом автомобиля и, по собственному признанию, четырежды перебрал его "от винтика до винтика". 

    И все же в 2001 году Брекоткин пересел за руль иномарки, и с "Москвичом" пришло время распрощаться. Сделать это артист решил красиво, продав автомобиль с автографами всех участников команды КВН с аукциона в рамках одного из концертов Клуба веселых и находчивых. Однако через некоторое время на одном из уральских сайтов появилось фото со свалки старых автомобилей. Среди прочего автохлама, там оказался и оранжевый кузов ставшего знаменитым 412-го. 

    Юрий Гальцев, артист

    Автомобилист по первой вузовской специальности (окончил автотракторный факультет Курганского машиностроительного института) и артист по призванию, Юрий Гальцев свою первую машину приобрел в конце 1980-х в Финляндии. Но это была вовсе не иномарка, а подержанный "Москвич-2140" ярко желтого цвета, в связи с чем все коллеги Гальцева в шутку называли этот автомобиль "подсолнухом". К слову, до иностранных моделей - Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Land Cruiser - дело позже дошло, но прежде артист покатался на вазовских "семерке" и "восьмерке". 

    Юрий Гейко, журналист

    Пожалуй, наиболее известный отечественный автомобильный журналист стал владельцем одного из первых "Москвичей-2141" в 1986 году, когда они еще даже не вышли в серию. А все дело в том, что Юрий Гейко посвятил столичному автозаводу "десять самых потрясающих лет своей жизни: с 24-х до 33-х лет работал инженером-испытателем АЗЛК". В итоге "за особые заслуги" ему по льготной цене - около 9 тысяч рублей - выделили "41-й" цвета "Снежная королева". 

    "Ездить на нем по Москве было совершенно невозможно: "Слюшай, продай! Тридцать тысяч даю!” - кричали у светофоров и на любой остановке смуглые люди, - вспоминал позже Гейко в одной из своих книг. - Я друга не продал. Слишком он мне нравился. Загоняя его на дачу, ставил на зеленую травку и часами любовался им, его формами, его дизайном". 

    К слову, сам Гейко писал, что с легкой руки тогдашнего председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина облик давно планируемой "перспективной модели" АЗЛК было решено "позаимствовать" у нравившегося чиновнику авто Simca-Chrysler 1307. "В Европе было закуплено семь "Симок”, их перегнали на АЗЛК, разобрали, отпилили морды и задницы, приварили свои", - напомнил нехитрую историю "сорок первых" Юрий Гейко. Интересно, что на "М-2141" в 1989 году он совершил уникальное кругосветное автопутешествие по окрестностям 40-й параллели. 

    Алексей Глызин, певец

    Удивительно, но факт: свою первую машину - светло-кофейный "Москвич-401" - Алексей Глызин купил вскладчину с друзьями-музыкантами, когда у него по молодости лет еще не было водительских прав. Катались на ней по очереди, но на шоссе машину выводил только тот из парней, у кого имелось заветное удостоверение. На этом ретромобиле - с огромными усилителями на багажнике - Глызин с коллегами проехали все Верхневолжье. Но большего "ветеран" не выдержал. Однажды во время прогулки по ночной Москве у него отвалился карданный вал. Ремонтировать его Глызин сотоварищи не стали. 

    Георгий Данелия, кинорежиссер

    Известный кинорежиссер немало накатал на своем 402-м "Москвиче" морковного цвета. По крайней мере эту машину сам Георгий Данелия пару раз упомянул в своих книгах "Безбилетный пассажир" и "Тостуемый пьет до дна!", отметив, что очень ею гордился. В частности, Данелия вспомнил, как однажды вместе с коллегами Игорем Таланкиным и Анатолием Ниточкиным они решили подыскать для съемок нужный вид в Подмосковье, но вместо пасторальных пейзажей нашли непролазную грязь. В итоге на путь истинный автомобиль режиссера вытаскивал трактор. Причем в качестве троса машинист использовал свежесорванные электрические провода. 

    Армен Джигарханян, актер

    Знаменитый актер Армен Джигарханян начал водительскую карьеру с 21-й "Волги", но после переезда из Еревана в столицу приобрел 412-й "Москвич" и поездил на нем не только по дорогам СССР, но и Восточной Европы. Интересно, что в фильме "Гонщики" актер сыграл роль тренера спортивного экипажа "М-412", который и в самом деле был отличной гоночной машиной. Так, в 1968 году все четыре автомобиля этой марки успешно добрались до финиша сверхдлинного автомарафона Лондон - Сидней, преодолев 16 тысяч километров. А в 1970-м завод АЗЛК завоевал в командном зачете третье место на марафоне Лондон - Мехико, где дистанция была длиннее на 10 тысяч километров. Кстати, герой Джигарханяна в той самой производственной кинодраме произнес фразу, которая вполне могла бы стать девизом всех водителей "Москвичей": "Не машина ломается у спортсмена, а спортсмен ломает машину!"

    Юлия Друнина, поэтесса

    Автомобилем "Москвич" владела знаменитая советская поэтесса Юлия Друнина, которую называют "последним романтиком ушедшей эпохи". Известно, что оставшись вдовой после смерти мужа, кинодраматурга Алексея Кеплера, и не вписавшись в реалии постперестроечной жизни, она покончила жизнь самоубийством. Случилось это в гараже, где поэтесса завела свою машину и вскоре задохнулась выхлопными газами. 

    Борис Ельцин, первый президент России

    Сколько поездил на 41-м "Москвиче" первый президент России Борис Ельцин - точно неизвестно. Но, когда он стал председателем Верховного Совета РСФСР, он действительно пользовался этой машиной, предпочитая "М-2141" иномаркам и более комфортабельной "Волге", и подавая своеобразный пример коллегам-чиновникам. Как минимум один из них ему последовал - бывший мэр Москвы Юрий Лужков. 

    Интересно, что производители сувенирных масштабных моделей создали ограниченную серию изделий, которые обычно именуют "Москвич 2141 АЗЛК Ельцин ICV 105B". На одном из известных интернет-аукционов такой лот недавно выставили с начальной ценой около 9500 рублей. 

    Павел Кадочников, актер

    Народный артист Советского Союза стал обладателем одного из первых "Москвичей-400", который вышел на улицы Ленинграда. Некоторые его биографы утверждают, что ездил он на нем аккуратно, но без прав. Даже если инспекторы и останавливали автомобиль Кадочникова, то признав в водителе популярного актера, сыгравшего в нескольких культовых послевоенных фильмах ("Подвиг разведчика", "Повесть о настоящем человеке"), удостоверения не спрашивали. Интересно, что артисту довелось поездить на "Москвиче" и в кино. В картине "Большая семья" у него был один из немногих серийных кабриолетов "М-400-420А". 

    Евгений Киндинов, актер

    Фильм-мюзикл "Романс о влюбленных" сделал актера Евгения Киндинова известным на весь Советский союз и позволил ему приобрести первый автомобиль - "Москвич". Правда, даже гонорара за главную роль артисту не хватило. Кинокритики утверждают, что половину нужной суммы Киндинову пришлось занимать. Зато позже, как он сам рассказывал "РГ", машина помогала ему зарабатывать. В какой-то момент в его работе наступил простой, и Киндинов, сев за руль "Москвича", некоторое время занимался частным извозом. 

    Савелий Крамаров, актер

    Кажется, первый актер, которому довелось поиграть не только в советских, но и американских фильмах, на заре богатой карьеры приобрел подержанный "Москвич". Денег даже на старую машину 26-летнему молодому человеку не хватало, и он отправился занимать деньги по родственникам. Однако, как позже рассказал двоюродный брат Крамарова, Виктор Волчек, практически все нашли повод отказать Савелию. Дескать, какой из тебя артист, если ты просто снялся дуриком в одном фильме?! "Больше тебя никто не возьмет. Научись сначала зарабатывать, а потом о машине думай!" 

    Брат как раз и выручил - он полгода отдавал Крамарову стипендию, получаемую в техникуме. К слову, долги Савелий вернул довольно быстро, поскольку в начале 1960-х был очень востребован в эпизодических ролях. Впрочем, когда у актера действительно "завелись" деньги, он потратил их на Volkswagen, которым прежде пользовался кто-то из высокопоставленных дипломатов. 

    Андрей Миронов, актер

    "Москвич" стал первым автомобилем Андрея Миронова. О его покупке до сих пор вспоминают современники знаменитого актера, который в те годы только начал свою карьеру. Когда мечтавший о собственной машине Миронов обратился с просьбой к отцу, актеру Александру Менакеру, тот посетовал на нехватку средств и предложил Андрею заработать нужную сумму самостоятельно. Тому ничего не оставалось, как попросить деньги взаймы у друга семьи, художника Александрова. И лишь когда Миронов, приложив силы, рассчитался с приятелем за "Москвич", выяснилось: долг актер взял, по сути, у своих же родителей, которые таким образом научили его самостоятельности и ответственности. 

    Вячеслав Тихонов, актер

    Конечно, Вячеслава Тихонова после его блестящей роли Штирлица в культовом советском сериале "Семнадцать мгновений весны", легче всего представить за рулем автомобиля Mercedes-Benz 230. Однако в жизни самого актера были совсем другие машины, началось же все с "Москвича-407". Когда у Тихонова подошла очередь на приобретение этой машины, оказалось, что нужной суммы он еще не накопил, несмотря на недавно сыгранные роли тракториста Морозова в фильме "Дело было в Пенькове" и мичмана Панина. Занимать деньги актер не стал, а попросил выплатить ему авансом весь гонорар за игру в картине "Две жизни". Впрочем, сам Тихонов на 407-м особо не покатался. Он подарил его отцу, который в свое время мечтал, чтобы сын заработал своим талантом какие-то средства и приобрел им один мотоцикл на двоих для поездок на рыбалку. Разумеется, на "Москвиче" такие совместные путешествия были намного комфортнее. 

    Валерий Харламов, хоккеист

    Вся жизнь знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова связана с автомобилями. По одной из легенд, он родился в машине по дороге в роддом, в 1976 году попал в страшную аварию, которая едва не прервала его карьеру на взлете, а в 1981-м погиб в ДТП, будучи пассажиром. Но в первую аварию он попал на 412-м "Москвиче". Его не менее знаменитый партнер Александр Мальцев вспоминал, что на одной из их встреч заметил на бампере только что купленного автомобиля вмятину. Харламов особой печали по этому поводу не выказал, но все-таки попросил друга "прикрыть" его, чтобы не огорчать маму молодого хоккеиста. Они договорились, что пока Валерий договорится о ремонте машины, она постоит во дворе Мальцева, дескать, тот взял ее покатать девушку. В качестве шуточного магарыча Александр потребовал у друга "бокал шампанского и мороженое". 

    Виктор Цой, певец

    О "Москвиче" Виктора Цоя многие узнали после гибели певца в автокатастрофе под Ригой в августе 1990 года. В составленном инспекторами протоколе, данные которого быстро распространились в СМИ, были указаны и марка автомобиля ("М-2141"), и цвет (темно-синий), и даже госномер (Я 6832 ММ). Понятно, что многочисленные поклонники таланта Цоя предпочли бы никогда не узнать эти подробности, но факт остается фактом: музыкант, разогнав машину на трассе до 130 километров в час, заснул за рулем и допустил столкновение с автобусом. 

    Интересно, что у Цоя был совсем небольшой водительский опыт - около 3,5 тысяч километров. "Москвич", приобретенный им незадолго до трагедии, по словам продюсера Иосифа Пригожина, был первым автомобилем певца. Впрочем, погордиться приобретением Цой наверняка успел - все-таки приобрести новомодную машину, которая только сошла с конвейера, в тот год еще было непросто. Участвовать в сделке пришлось продюсеру группы "Кино" Юрию Айзеншпису, который лично привез на завод 32,5 тысячи рублей. Кто же тогда знал, чем все закончится. 

    Алан Чумак, ведущий популярных телесеансов терапии 

    Знаменитый экстрасенс (некоторые добавляют к этому слову приставку "псевдо") в конце 1980-х собирал многомиллионную аудиторию, жаждавшую исцелиться от всех болезней с помощью "заряженной" перед экраном телевизора воды, а теперь перебрался в интернет-пространство и готов предложить за тысячу-другую какую-нибудь "панацею", вроде собственной фотографии. Между тем путь звезды советского телевидения начинался весьма скромно - с работы спортивным тележурналистом, закадровым редактором и газетным репортером. Первой машиной Алана Чумака стал списанный из таксопарка "Москвич-408". Их в столице начали использовать для перевозок пассажиров в конце 1950-х вместо знаменитых "Побед", но спустя десятилетие стали менять на гораздо более комфортабельные 21-е "Волги". Судя по отзывам самого Чумака, машина ему досталась крепкая - он катался на ней еще довольно долго, пока не сменил на подержанный Mercedes. С тех пор в его гараже были только иномарки. 

    Владимир Шахрин, музыкант

    "Москвич-401" я помню столько же, сколько помню себя", - написал лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин в собственной статье на портале cars.ru о своей первой машине, дедушкином "Москвиче" 1954 года выпуска. Этот автомобиль, прежде чем попасть в руки музыканта, успел поработать в свердловской "скорой помощи", но благодаря бережному отношению и уходу деда всегда выглядел как новый. Надо думать, Шахрин-старший был сильно разочарован, когда его внук, впервые выезжая на 401-м из гаража, сразу же зацепил ворота и помял бок. 

    "А еще все три года, что я катался на "Москвиче", у меня не было прав, - признался певец. - Но особых проблем не возникало. Знакомые инспекторы на просьбу помочь сделать права отвечали, что останавливать меня - все равно что останавливать велосипедиста: уж больно машина несовременная". Примерно в том же духе высказались и друзья Владимира Шахрина по джип-клубу, когда он подкатил к его дверям на своем "старичке". В итоге уже в следующий раз музыкант приехал на подаренном Mitsubishi Pajero, а "Москвич" стоит в дачном гараже и ждет реставрации. "Обязательно сделаю это, как только найду время", - пообещал певец. 

    P.S. 

    Кроме того, автомобили "Москвич", по разным данным, были у режиссера Леонида Гайдая ("М-407"), актеров Александра Абдулова ("М-2141"), Кирилла Лаврова, Татьяны Самойловой ("М-406"), Виктора Соловьева ("М-401"), Олега Янковского ("М-2141"), певцов Жанны Агузаровой ("М-2141"), Андрея Макаревича ("М-2141"), Ольги Орловой ("М-2141") и Михаила Шуфутинского ("М-408"), артиста оперетты Григория Ярона ("М-402"), писателей Юрия Дружникова и Александра Курляндского, художника Владимира Любарова, летчика-испытателя Владимира Ильюшина ("М-400").

    Некоторые поклонники "Москвичей" утверждают, что автомобиль этой марки был и у киноактера Анатолия Папанова. В качестве доказательства обычно предъявляют черно-белый фотоснимок звезды советского экрана, опирающегося на крыло машины. На ее радиаторной решетке едва заметна эмблема автозавода АЗЛК, и, судя по всему, это "М-407". Однако, по всей видимости, кадр сделан во время съемок фильма "Зеленый огонек". Его главные герои, таксисты (одного из них играл Папанов), передвигались как раз на таких машинах. Но Папанов и в самом деле был заядлым автолюбителем. Его дочь, актриса Елена Ермолова вспоминала, что отец начал со списанной из воинской части "Победы", затем водил 21-ю "Волгу", потом 24-ю и "Жигули".

    Поделиться