Новости

13.01.2015 00:12
Рубрика: Общество

Дорогая Елена Васильевна

Не стало гранд-дамы мировой оперы
Шикарная, парадная, роскошная, крепкая на словцо и крутая в оценках - она была именно Образцовой, образцовой примадонной старой закалки. Дорогие платья и духи составляли часть ее парадного образа, но никогда не застили от нее самой истинного положения дел - ее дел и дел оперных. Только что, минувшей осенью, она собрала на сцене Большого театра громадный гала в свою честь, куда сочли своим долгом примчаться все - все! - сегодняшние российские оперные звезды, которых в ином случае не заманить в Москву изрядными гонорарами; на гала Образцовой сработала магия ее имени, что остается безусловно авторитетным по сей день.

Она не напрасно родилась меццо-сопрано: все ее оперные героини не строят иллюзий, храбро сражаясь с судьбой. Прекрасный принц-избавитель - не ее история ни в жизни, ни на сцене. Все сама, своим трудом и способностями, поперек зависти и нормальных театральных интриг. Она и не притворялась ласковой кошечкой, и внешность голубоглазой блондинки никого не вводила в заблуждение - за Образцовой всегда чувствовалась сила, громадная силища, способная смести все на пути к цели. Детство и путь к карьере у нее были образцово советскими: в четыре года - эвакуация из блокадного Ленинграда, в девять - пение в хоре Ленинградского Дворца пионеров. Потом ее заметили в отчетном концерте провинциальной музыкальной школы и приняли в музучилище, откуда она после прослушивания была принята в Ленинградскую консерваторию. В 1962 году дерзкая Ленка получила первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов и год спустя, оставаясь студенткой, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек из "Бориса Годунова".

Головокружение от успехов - это не про Образцову. Удача никогда не усыпляла ее здравый смысл. Консерваторию она все-таки окончила, чтобы стать солисткой Большого и рваться на сцену в любых ролях, хоть самых крохотных. В середине семидесятых судьба разулыбалась окончательно: на гастролях Большого театра в Америке Образцова покорила Метрополитен в партии Марины Мнишек (очень выгодной партии), и на том же континенте закрепила успех в репертуаре Верди и Сен-Санса. Потом был очень разборчивый Зальцбургский фестиваль, а в 1982 году случилась крупномасштабная сенсация: Франко Дзеффирелли пригласил темпераментную русскую меццо на роль Сантуцци в фильме "Сельская честь". Его размышления об Образцовой цитируют учебники: "В моей жизни были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма "Сельская честь" сотворила чудо".

У нее пригоршни премий, орденов и званий, причем самых-самых престижных. Народной артисткой одной шестой части суши она стала в 37 лет. Привередливые по части оперной трактовки Кармен испанцы признали "бешеную русскую" лучшей исполнительницей этой роли в мире. А оперная гранд-дама еще с самого расцвета карьеры преподавала в Московской консерватории, устраивала оперные конкурсы, в том числе Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, ввязывалась в безумные драматические проекты.

Ровно семь лет назад Михайловский театр привез в Москву оперу "Сельская честь". Образцова тогда только-только приняла музыкальное руководство оперой, и, как мистическая графиня из "Пиковой дамы" (еще одна ее коронная роль), управляла в том числе и дирижером, юным пылким итальянцем Даниэле Рустиони. Образцова кокетничала, называя его "мой Керубино", но вообще-то перед премьерой у примадонны дрожали руки. По критической привычке я обратилась к коллеге "Смотри, ведь она уже из пантеона, а все еще нервничает", на что коллега резонно заметила: "Для дирекции театра - очередная продукция, а для нее - вся жизнь". Земля пухом и небесной сцены, Елена Васильевна.

Дословно

Что говорила Елена Образцова

О РАДОСТЯХ ЖИЗНИ. "Радует меня моя дочь, которая стала хорошо петь, радует внучка маленькая, которая у нас родилась совершенно неожиданно, радует внук, которому уже 22, радуют мои друзья, которых я обожаю, радуют мои собаки, которых у меня четыре, мой дом, мой сад, в котором я развожу цветы и сажаю кусты. Да всё радует - если я прекращу радоваться, пора будет умирать".

О ХЛЕБЕ И БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ. "Войну очень хорошо помню, я была в блокадном Ленинграде: голод, холод и самое страшное - это замерзшие трупы людей. Которые, как хворост, лежали на улице. Слава богу, что морозы были под 40 градусов и не было никакой заразы, никакой эпидемии. Голод в генах остался навсегда. Я всегда все доедаю. Кусочек хлеба не могу выбросить".


Прощание с Еленой Образцовой состоится в Большом театре, отпевание - в храме Христа Спасителя. Фото: Павел Смертин / ТАСС

О СВОЕВОЛИИ. "Моя педагогиня всегда говорила: "У меня никогда не было такой талантливой и такой бездарной ученицы, как ты". Почему? Ну, мне Боженька много дал, но я никогда не хотела учиться, как кто-то мне велел. Я всегда пела и пою как хочу, а не как велели".

О КАРЬЕРИСТАХ. "Терпеть не могу слово "карьера". Дурацкое слово. Мы не учились делать карьеру. Мы учились выражать свою душу и отдавать ее людям".

О МУЖСКОМ ПОСТОЯНСТВЕ. "Мужиков ничего не изменило. Они как были ходоками, так и есть. Ну, может, сейчас меньше ходят налево, потому что больше сидят за компьютером".

О ЖЕНСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. "Я авантюристка. Я никогда ни одному дирижеру или режиссеру не сказала "нет". Бывало, что они мне предлагали оперу, о которой я и не знала ничего, меня спрашивали: "Вы поете это?" Я сразу отвечала: "Конечно". Два раза я попалась на этом деле".

О МИСТИЧЕСКИХ ГЕРОИНЯХ. "Единственные, кто мне не подчинились, это Кармен и Графиня в "Пиковой даме". Я им подчинилась. Это была мистика, я никогда не знала в этих партиях, что будет дальше".

ОБ УСАХ МАДОННЫ. "Переделывать и делать модерновым "Бориса Годунова" или "Тоску" - то же самое, что пририсовать усы Мадонне, мне это так же оскорбительно и отвратительно".

ОБ ИМИДЖЕ ПРИМАДОННЫ. "Когда я начинала петь, мне мой папа сказал: "Не вздумай быть примадонной, они все дуры" И это правда. Дуры потому, что, когда чего-то не хватает, начинают делать вид, что-то строить из себя. А надо просто заниматься своим делом. И без всяких имиджей".

Общество Утраты Культура Музыка Классика Персона: Елена Образцова