Только в прошлом декабре было три таких протестных акции, собравших по несколько тысяч участников каждая. В своей новогодней речи федеральный канцлер Германии, когда-то заявлявшая о провале политики мультикультурализма, сказала о них: "Слишком много предрассудков, холода, да даже ненависти в их сердцах". Что уж говорить о начале нынешнего года, принесшем рост антиисламских настроений в Европе. Центром протеста в Германии стала столица Саксонии город Дрезден, в котором в 2014 году было создано движение "Патриотичные европейцы против исламизации Европы" - Pegida. Именно здесь начиная с осени прошлого года каждый понедельник проходят марши против, как это называют организаторы, "затопления" Европы эмигрантами, что, по их мнению, грозит Германии исламизацией. Европейские наблюдатели говорят о том, что это движение растет, а количество участников демонстраций, которое изначально не превышало нескольких сотен, сегодня исчисляется тысячами. По наблюдениям журналистов Der Spiegel, некоторые выражения, используемые демонстрантами и адресуемые правительству, например "националпредатели", "взяты из лексикона Геббельса и законов нацистского режима". Лейтмотивом участников маршей Pegida является девиз тех, кто когда-то разрушил Берлинскую стену и объединил Германию: "Народ - это мы!". "Но в протестных акциях Pegida под словом "народ" подразумевают не население, а немцев, которые защищают себя от кажущегося им чрезмерным наплыва иностранцев", - пишет издание, обращая при этом внимание на то, что руководители движения используют девиз, который в Германии исторически воспринимается со знаком плюс, в своих политических целях.
Федеральный канцлер Ангела Меркель дистанцируется от деятельности этого движения. При этом становится очевидным, как кардинально поменялись ее взгляды за последние четыре года. В октябре 2010-го бывший тогда президентом Германии Кристиан Вульф объявил, что ислам уже стал частью этой страны. Спустя две недели, выступая на конференции молодежной организации Христианско-демократической партии в Потсдаме, канцлер Меркель заявила совершенно противоположное. "Наш подход состоял в мультикультурализме, в том, что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совершенно провалился", - цитировала ее британская радиостанция BBC. "Судя по опросам общественного мнения, общественные деятели, выражающие опасения по поводу миграции, пользуются поддержкой. Теперь к этому лагерю, судя по всему, присоединилась и Ангела Меркель", - комментировал это заявление корреспондент радиостанции.
Сегодня фрау канцлер слово в слово повторяет то, что говорил четыре года назад Кристиан Вульф. В своей новогодней речи она обрушилась на противников миграции и, по мнению политолога и журналиста Der Spiegel Роланда Неллеса, "возглавила движение против Pegida". "В то время как половина Германии (и также Союза ХДС-ХСС) возбужденно обсуждала, как следует вести себя с Pegida и будет ли это адекватно воспринято, она четко обозначила свою позицию: законопослушные люди туда не ходят. Точка", - поясняет Неллес. На вторник в Берлине было запланировано массовое шествие "За открытую и толерантную Германию". Ангела Меркель собиралась его возглавить.
Все происходящее в Германии демонстрирует очевидный раскол общества, который только усугубили последние террористические акты во Франции. Демонстрация в Дрездене и шествие в Берлине наглядный пример того, как провалы в политике мультикультурализма тянут крупнейшую европейскую страну в разные стороны, формируют полный раздрай в обществе, отчаявшемся понять, куда его ведут власти. Межнациональные отношения, и без того оставлявшие желать много лучшего, сегодня до крайности обострились. И никакими канцлерскими речами и поспешными пиаровскими действиями возникший в центре Европы пожар потушить уже невозможно. А новые рецепты просто так не выписываются: слишком часто Меркель пишет их разными чернилами.
"Подход мультикультурализма провалился, совершенно провалился", - утверждала фрау Меркель 16 октября 2010 года.
"Само собой разумеется, что мы принимаем людей, которые ищут у нас убежища", - а эта цитата взята из выступления фрау канцлера от 31 декабря 2014 года.