20.01.2015 00:49

Продажи докатились

В этом году авторынок упадет на четверть
Кризис авторынка 2015 года будет менее глубоким по сравнению с автокризисом 2009 года. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) подсчитал, что продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2015 году сравнятся с показателями 2006 года, достигнув 1,89 млн автомобилей, то есть упадут по сравнению с прошлым годом на 24%. Для сравнения: в 2009 году было продано 1,47 млн новых легковых и легких коммерческих авто. Тогда падение составило 50%.

В 2014 году российский авторынок сократился на 10,3% (на 286 143 машины было продано меньше). Декабрьский ажиотаж в автосалонах страны не сильно исправил ситуацию. Последний месяц 2014 года показал 2,4-процентный рост продаж по сравнению с декабрем 2013 года. Ключевые факторы, повлиявшие на результаты 2014 года, - стагнация в экономике и ограниченный спрос со стороны покупателей; экономические санкции; ослабление рубля и резкий скачок спроса в конце года, сентябрьские государственные субсидии, поддержавшие спрос на модели российского производства.

"2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии, - говорит Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ. - Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже. Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 млн единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе".

Интересно, что все модели автомобилей, находящиеся в десятке лидеров продаж рекордного декабря 2014 года, - российского производства. Лидеры продаж - Lada (35,315 тыс. авто), KIA (20,2 тыс.), Nissan (20,13 тыс.), Renault (19,26 тыс.), Toyota (17,54 тыс.), Hyundai (15,24 тыс.), VW (13,87 тыс.), Chevrolet (13,49 тыс.), Mitsubishi (12,7 тыс.), Ford (9,16 тыс.). Самые продаваемые марки в декабре 2014 года - Lada Granta (13, 41 тыс.), Hyundai Solaris (9,5 тыс.), Kia New Rio (9,3 тыс.), Renault Duster (6,56 тыс.), Chevrolet Niva (6,49 тыс.), VW Polo (6,43 тыс.), Renault Logan (6,36 тыс.), Lada Kalina (6,21 тыс.), Lada Priora (5,21 тыс.).

По словам Йорга Шрайбера, первая половина 2015 года будет особенно сложной для продавцов и производителей новых машин. И связано это прежде всего с "перетекшим" на конец прошлого года спросом. Лучше всего в этих непростых условиях будут чувствовать себя продавцы небольших внедорожников. Совокупная доля продаж этого класса автомобилей превышает 36%. Хуже всего будут показатели продаж у малолитражных автомобилей.

Среди стран Европы Россия единственный рынок, который продемонстрировал в 2014 году отрицательный тренд в продажах легковых машин. Несмотря на это, мы по-прежнему находимся на втором месте по объему продаж новых автомобилей. На первом месте Германия (3,04 млн авто, рост 3%), на третьем - Великобритания (2,48 млн авто, рост 9%), на четвертом - Франция (1,8 млн авто, рост 0%), на пятом - Италия (1,36 млн авто, рост 4%), на шестом - Испания (0,86 млн авто, рост 18%).