Тем не менее, власти уверены, что сложная экономическая ситуация не помешает выполнить взятые на себя социальные обязательства и не сорвет выполнение "майских" указов президента о повышении зарплат бюджетникам.
Скромность в чести
Самым значительным среди регионов Верхней Волги оказался бюджет Ярославской области. Его доходная часть составила 54,96 миллиарда рублей, расходная - 57,96.
- Размер собственных доходов - 50 миллиардов рублей, что выше уровня 2014 года. Это очень серьезная цифра, которая поможет нам решить многие проблемы, связанные и с развитием, и с решением социальных вопросов. Мы стремимся к бездефицитному бюджету, но жизнь вносит свои коррективы, - заявил ярославский губернатор Сергей Ястребов.
Первоначально дефицит бюджета рассчитывался в размере 4,1 процента, однако в процессе работы вырос до пяти. По мнению законодателей, это позволит существенно сократить объем государственного долга, достигшего к концу 2014-го планки в 28 миллиардов рублей. При этом в регионе стараются не терять оптимизма, обещая перейти к бездефицитному варианту областной казны в 2016-2017 годы.
По данным региональных властей, около 70 процентов средств областной казны в текущем году будут направлены на решение социальных вопросов: образование, медицину, капремонт многоквартирных домов и расселение аварийного жилья, а также выполнение "майских" указов президента. При этом в областном правительстве рассчитывают, что все действующие льготы будут сохранены.
В Ярославской областной думе отметили, что впервые за несколько лет при работе над бюджетом власти предприняли попытку не увеличивать расходы, а сокращать их, стараясь сделать этот процесс максимально безболезненным для жителей региона. Однако в конце декабря депутаты внесли в бюджет поправки, увеличив финансирование по общественно значимым статьям расходов на 735 миллионов рублей, сократив при этом часть льгот.
Особенно жаркие баталии в Ярославле вызвал вопрос об отмене бесплатного питания в школах. Народные избранники отметили, что существующих 35 рублей в день на питание детей недостаточно, поэтому сумму расходов на каждого ребенка увеличили до сорока. Но этот вид помощи решили сделать адресным: дети из малообеспеченных семей по-прежнему будут завтракать за счет бюджета, а остальным родителям придется взять на себя половину расходов - около 20 рублей в день на ребенка.
Поиск резервов
Бюджет Тверской области на 2015 год оказался чуть скромнее ярославского. Его доходы составили 47,44 миллиарда рублей, расходы - 48,72, дефицит - 1,28. В Заксобрании отметили, что бюджет, сверстанный по консервативному сценарию социально-экономического развития, является "сбалансированным". Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, документ сохранил социальную направленность. Кроме того, депутаты пообещали, что все 26 реализуемых госпрограмм продолжатся благодаря дополнительным мероприятиям по мобилизации доходов.
Как отметил спикер областного парламента Андрей Епишин, наибольшие резервы скрываются в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
- Нам хотелось бы, чтобы каждый рубль, который приходит в эту сферу, был максимально вовлечен в ее модернизацию. В Тверской области есть ряд муниципалитетов, которые смогли добиться повышения эффективности, не увеличивая тарифов для населения. Уверен, расходы на ЖКХ сегодня требуют не только бюджетных решений, но и организационных, экономически взвешенных, учитывающих потребности жителей области, - пояснил спикер.
Он добавил, что одной из самых значимых региональных программ наряду с модернизацией ЖКХ станет поддержка медицины, и особенно - борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так, на программу госгарантий по оказанию бесплатной медпомощи в регионе выделяется более четырех миллиардов рублей из областного бюджета и более 11-ти - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Секвестр развитию не помеха?
Изменения в экономике страны и региона, произошедшие в ноябре-декабре 2014 года, заставили депутатов Ивановского заксобрания дважды обращаться к первому чтению бюджета и вносить в еще не принятый документ предложенные губернатором правки. Они затронули как основные параметры документа, так и объемы бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных обязательств. Кроме них изменения коснулись объемов межбюджетных трансфертов.
В итоге доходы утверждены в сумме 31,6 миллиарда рублей, расходы - 34,2, дефицит достиг 2,6 миллиарда. При этом к 2017-му в регионе надеются на снижение последнего показателя.
Как заявил председатель регионального парламента Виктор Смирнов, комитетам и комиссиям областной Думы, которые работали над документом совместно с правительством региона, удалось сформировать бюджет, который "и отвечает сегодняшним возможностям экономики, и решает все насущные задачи развития региона".
Как и у соседей, основную часть бюджета составляют расходы на финансирование отраслей социальной сферы. В 2015 году они достигнут 20,7 миллиарда рублей - более 60 процентов от общего объема расходов. Социальные обязательства, принятые областью на 2015 год, будут исполнены в полном объеме. Однако в регионе пока не смогли найти источники финансирования некоторых госпрограмм на ближайшие три года. Власти надеются, что сделать это удастся позднее - уже в процессе исполнения бюджета.
Бюджет региона был сформирован на основе 19 программ, разработанных по трем основным направлениям: "новое качество жизни", "инновационное развитие и модернизация экономики" и "госуправление". Доля расходов областного бюджета в их реализации достигает 99 процентов. Причем в процессе работы над документом депутаты увеличили некоторые статьи бюджетных ассигнований, предложив, среди прочего, оплачивать за счет государства проживание в общежитиях студентам-сиротам.
- Хотя ситуация в экономике напряженная и в бюджете нет свободных средств, за счет оптимизации структуры и численности органов госвласти изыскана возможность индексации семи видов социальных расходных обязательств, - прокомментировала председатель комитета по бюджету Ирина Сидорина.
Приказано выжить
При принятии бюджетов минфин РФ настоятельно рекомендовал уйти от верхней планки дефицита, максимальный размер которого определен в размере 15 процентов. Тем же, чьи меры по сокращению госдолга окажутся результативными, пообещали дополнительную финансовую поддержку.
Большинство областей Верхневолжья к требованию сверху прислушалось. Так, Ярославская область, которой обслуживание госдолга ежегодно обходится в 2,5 миллиарда рублей, решила пересмотреть прежнюю политику, взяв курс на замену коммерческих кредитов заимствованиями из федерального бюджета. Аналогичным образом поступили и ее соседи. Ивановская область в конце 2014 года смогла сэкономить 240 миллионов рублей, которые высвободились благодаря разнице в стоимости коммерческих и бюджетных кредитов.
Наиболее сложная бюджетная ситуация среди регионов Верхневолжья сложилась в Костромской области, рассчитывающей на самые скромные среди соседей доходы - всего 19,5 миллиарда рублей. При этом расходы составят 21,4 миллиарда, дефицит - 1,9. А вот верхняя планка госдолга впервые утверждена на рекордном уровне в 15,9 миллиарда рублей - 122 процента от собственных доходов региона.
Решение о резком увеличении предела госдолга на 1,4 миллиарда депутаты приняли по предложению губернатора региона Сергея Ситникова, который объяснил это необходимостью привлечения нового бюджетного кредита. Деньги пойдут на выполнение социальных обязательств перед жителями, а также на развитие инфраструктуры и поддержку социальной сферы.
Госдолг Костромской области начал принимать угрожающие размеры, когда регионом руководила другая губернаторская команда. Тогда долги областной казны утроились, достигнув 10 миллиардов рублей - почти 97 процентов от собственных доходов региона. За последние два года новой администрации удалось несколько улучшить структуру госдолга, заменив весомую долю коммерческих кредитов бюджетными и снизив, таким образом, расходы на выплату процентов. Тем не менее, на обслуживание внешних заимствований регион сегодня тратит свыше 500 миллионов рублей. И снижения, как признал губернатор Сергей Ситников, ждать не приходится. У региона нет собственных денег на развитие инфраструктуры, строительство школ и детсадов, а потому дальнейшее кредитование неизбежно.
Комментируя бюджет 2015 года, областные депутаты воздержались от привычного эпитета "бюджет выживания", но назвали его "крайне сложным", подчеркнув, что в нем "урезано все, что можно", включая финансирование ряда важных расходных статей адресной инвестиционной программы. С учетом краткосрочных кредитов, в текущем году власти намерены взять в долг более семи миллиардов рублей - почти треть расходной части.
Оправдывая такое решение, депутаты указали, что те регионы, которые не боялись брать кредиты, смогли обеспечить на своей территории лучшие дороги, школы, детсады и спортсооружения, что в итоге стало важным козырем в разговорах с потенциальными инвесторами. Таким образом, эти области сделали заметный шаг в развитии и получили серьезные конкурентные преимущества перед теми, кто на всем экономил и пытался "жить по средствам".
Тем не менее, в качестве приоритетов в весеннюю сессию 2015 года костромские депутаты назвали принятие законов, направленных на стабилизацию ситуации в финансовой сфере.
Работа на перспективу
Чтобы поддержать собственную экономику, регионы Верхневолжья в текущем году заявили о расширении мер по импортозамещению в производстве продуктов питания. Это обеспечит работой предприятия реального сектора экономики, а вместе с ними - и местных жителей. Так, даже находящаяся в долговой яме Кострома планирует увеличение финансирования отрасли АПК, где только в областной части заложен рост ассигнований на 140 миллионов рублей.
Заметную помощь получат и производства, работающие на территории Ярославской области. По решению депутатов, 36 миллионов рублей будет дополнительно выделено из бюджета на господдержку отраслей сельского хозяйства. Еще на 237 миллионов увеличится поддержка промышленного комплекса в рамках профильной областной целевой программы. Эта сумма в восемь раз больше, чем планировалось первоначально.
В Ивановской области ради поддержки местных предприятий решили снизить до 13,5 процента налог на прибыль организаций, занимающихся производством текстильных изделий, одежды, машин и оборудования, а также транспортных средств. Кроме этого, до 15,5 процента предложено снизить ставку для организаций, реализующих инвестиционные проекты. Хотя, по расчетам, размер выпадающих из бюджета доходов составит порядка 30 миллионов рублей в год, ивановцы рассчитывают в перспективе привлечь около 10 рублей инвестиций на каждый вложенный рубль господдержки.
Если все озвученные меры по привлечению инвестиций в регионы сработают, то не исключено, что в ближайшие годы Верхневолжью удастся перейти от бюджетов "напряженной стабильности" к "бюджетам развития".