В Петербурге с 20 февраля по 25 марта пройдут Великопостные концерты. На сценах Санкт-Петербургской филармонии и Академической капеллы выступят одни из лучших хоровых и симфонических коллективов России и зарубежья. Публика сможет посетить четыре концерта.
Сезон откроется 20 февраля, в Прощенное воскресенье, в Большом зале филармонии (бывшем зале Дворянского собрания). Концерт будет посвящен 100-летию Георгия Свиридова. "Поэма памяти Сергея Есенина" и музыкальные иллюстрации к повести Пушкина "Метель" прозвучат в исполнении хора и симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко.
Второго марта в Большом зале филармонии Великопостные песнопения и духовные стихи исполнит хор Минского Свято-Елизаветинского монастыря. Регент - монахиня Иулиания (Денисова). 17 марта на этой же площадке будет представлена программа "Путь ко Христу", посвященная святой преподобномученице, Великой княгине Елизавете Федоровне. В музыкально-поэтическую композицию по певческим рукописям XVII века вошли распевы Супрасльского ирмологиона, партесные концерты-мотеты. 25 марта Великопостный концертный сезон завершится на сцене Академической капеллы премьерой хорового цикла Виктора Усовича "Молитвы оптинских старцев".
Великопостные концерты - уникальное явление русской музыкальной культуры. Их история началась еще в конце XVIII века. Как известно, в пост верующие не только переходили на особое меню, но и отказывались от увеселительных мероприятий. Например, в период Великого поста театры не проводили представлений. Однако, далеко не все богословы могли точно ответить на вопрос, что такое музыка: развлечение или духовная пища? Отсюда у верующих возникал вопрос, можно ли ходить в пост на концерты Начало Великопостным сезонам в Петербурге было положено Алексеем Федоровичем Львовым, директором Капеллы и учредителем концертного общества.
С тех пор Великопостные концерты стали проводиться каждый год Их основная цель заключалась в представлении великосветской публике образцов "высокого искусства" из мировой сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки в Зале Дворянского Собрания. Особого расцвета концерты достигли в 90-е годы XIX века- первое десятилетие XX. В них принимали участие лучшие церковные хоры - Придворная певческая Капелла, Синодальный хор, архиерейские хоры. Специально для участия в концертах хоровые коллективы объединялись в большой сводный хор (от 100 до 300 человек). Многие премьеры духовных сочинений великих русских композиторов состоялись именно в рамках Великопостных концертов. Концерты проходили в лучших залах - Капелле и зале Дворянского собрания в Петербурге. После революции подобные концерты не проводились. Традиция была возрождена в Петербурге в 2009 году.