В РФ создадут беспилотник нового поколения на базе КамАЗа

В России будет создано беспилотное транспортное средство нового поколения, призванное обеспечить безопасность грузового автотранспорта и дорожного движения на дорогах междугороднего сообщения. О запуске проекта объявили компания Cognitive Technologies и КамАЗ. Начало испытаний опытного образца пройдет на специализированных полигонах уже в этом году, а к 2020 году беспилотник на базе автомобиля КамАЗ уже может появиться на дорогах.

В качестве технологической основы для "умного" грузовика будет использоваться пассивный сигнал модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер. По таким же принципам действует и человек. Этот подход применяется в РФ в дополнение к активной части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, например Google Car.

Разрабатываемый комплекс должен будет обеспечить автоматическую работу транспорта при различных погодных условиях, кроме случаев недостаточной видимости, определяемых требованиями ПДД. Система будет способна детектировать и распознавать дорожные знаки, участников движения, независимо от ракурса, частичного заслонения и направления движения, а также сигналы светофора. "Это сенсационный проект, который изменит жизнь людей и станет скачком в новую отраслевую эпоху. Автомобиль перестает быть вещью и становится существом. Такой скачок изменит систему отношений между людьми и машинами, - уверена президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова. - Начинается технологическая гонка: уже шесть автопроизводителей анонсировали проекты беспилотных автомобилей. И у нас есть возможность снова стать лидером российского авторынка. Уникальность проекта состоит в том, что благодаря искусственному интеллекту он сможет работать в реальных условиях российских дорог, в то время как зарубежные производители создают автомобили, предназначенные для идеального дорожного покрытия с качественной разметкой. Таких дорог сейчас всего 3%. Благодаря технологии ориентации и системе машинного зрения проект дает нам технологическое преимущество в 3-4 года, которое нужно разумно использовать".

По мнению экспертов, в ближайшие годы на мировом авторынке ожидается технологический прорыв в связи с массовым переходом транспортных средств к беспилотному управлению. Многие лидеры рынка уже объявили сроки создания собственных беспилотных транспортных средств. Daimler в рамках проекта Future Truck 2025 представит свою версию к 2025 году, Volvo ожидает получить результаты от аналогичной программы к 2020 году. При этом реализовать отдельные опции компания планирует уже через три-четыре года, включая возможности автономного движения в колонне и автопилотирования на шоссе.

"КамАЗ" был выбран для трансформации в беспилотник, потому что это наиболее продвинутая на международном уровне российская марка, лидер российского автопрома. Грузовой беспилотный автомобиль будет не менее востребован, чем легковой: резко повысится производительность и снизится аварийность, сократятся страховые издержки. Кроме того, грузовик - это инструмент заработка для среднего и малого бизнеса", - объяснила Ольга Ускова.

Как в России, так и в мире, грузовой авторынок динамично развивается. По данным агентства "Автостат", продажи тяжелых грузовиков в России вырастут к 2018 году на 14% даже при пессимистическом сценарии. Объем грузоперевозок, как в России, так и в мире, будет расти из года в год: 1% составит ежегодный темп роста в Европе и 5% - в России. "Разработка очень перспективна. Все, что касается технологий искусственного интеллекта, будет востребовано в ближайшие годы. Грузовой сегмент авторынка выбран для внедрения беспилотного управления совершенно справедливо. Отлаживать такие системы лучше всего в грузовой и военной техник", - считает заместитель директора Института проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) Павел Степанов.