Эксперты считают, что "мультискрин" особенно активно будет развиваться в крупных городах, Москве и Санкт-Петербурге. Во-первых, проникновение платного телевидения, по итогам первого полугодия 2014 года, в этих городах составило около 100% и 96% соответственно. Во-вторых, преобладающая доля домохозяйств в этих городах имеет в наличии более одного телевизора, несколько мобильных устройств, а также один или более компьютеров.
По мнению консультанта направления медиа- и ТВ-проектов J son & Partners Consulting Марины Фроловой, сильное влияние на популярность "мультискрина" оказывает рост проникновения мобильных устройств, рост продаж телевизоров, а также востребованность услуги платного телевидения. По оценке аналитиков, в 2014 году в России было продано на 11% больше мобильных устройств (мобильных телефонов, смартфонов и планшетов), чем в 2013 году. В 2014 году суммарное количество мобильных телефонов, смартфонов и планшетных ПК на руках у населения выросло на 5,7%.
По данным J son & Partners Consulting, к концу 2014 года продажи телевизоров в России увеличились на 5,1%, при этом доля Smart TV в общем объеме продаж составила около 39%, что на 3,5% больше, чем в 2013 году. Smart TV, по наблюдению экспертов, является одной из самых притягательных функций для потенциальных покупателей ТВ. На конец 2014 года, услугами платного телевидения в России пользовалось 38,4 млн абонентов, что на 9,4% выше, чем количество абонентов в 2013 году, а проникновение этой услуги составило около 70%.
"Мультискрин" становится главным трендом во время спортивных соревнований. Огромное количество пользователей просматривали видео на мобильных устройствах во время Олимпиады.
Следующий всплеск мультиэкранности ожидается во время чемпионата мира по футболу: пользователи уже планируют, как они будут следить за матчами. Как показал опрос Instant.ly для компании YuMe, 44% футбольных фанатов в США отметили, что возможность смотреть соревнования на нескольких устройствах важна для них. В 54% случаев они планируют смотреть повторы матчей онлайн, 59% респондентов сказали, что доступ к просмотру нескольких матчей на различных гаджетах делает чемпионат мира по футболу привлекательным событием.
Как отметил руководитель направления мобильных платформ компании "Инвентос" Дмитрий Берсенев, второй экран - мобильное приложение мотивирует пользователя смотреть канал или программу чаще и, соответственно, монетизирует проект: "Телесмотрение расширяется, расширяется контакт с пользователем. Все больше внимания уделяется взаимодействию в социальных сетях через отклики, обсуждения и голосования".
Сегодня у операторов связи появляются новые возможности для предоставления мультиэкранных услуг. "Правообладатель предоставляет каналы и контент, провайдеры продвигают их, доносят до аудитории и получают прибыль за счет смотрения. Есть много каналов, которые можно дистрибьютировать таким образом, но доставка ТВ-платформы все-таки длительный и затратный процесс. Потраченное время и деньги окупятся только через 3-5 лет, - отметил управляющий партнер компании "ЛайфСтрим" Жаркын Турсынов. - Но теперь у операторов появляются возможности запускать телевизионные сервисы и мультискрин почти моментально с помощью облачного ТВ. Эта технология не уступает по качеству IPTV и не предполагает установку оборудования со стороны оператора".
Такой сервис обойдется оператору гораздо дешевле, его не нужно интегрировать и поддерживать. "Крупные операторы уже отрабатывают этот сервис, он не требует больших вложений, потому что не нужно покупать и доставлять ТВ-платформу. Облачное телевидение работает на всех устройствах - это кроссплатформенное решение на основе игровых "движков". Для удобства работы с мультискрином можно использовать один и тот же логин для работы на разных устройствах. У вас всегда на виду любимые каналы и передачи, их не приходится искать, есть возможность смотреть дополнительные данные в процессе воспроизведения контента, - рассказал Турсынов. - Есть адаптированность к разным сетям благодаря технологиям сжатия. И еще один плюс технологии - полностью легальный контент".
Одним из приоритетов для операторов ТВ в условиях стремительного роста аудитории и числа просмотров видео становится сокращение затрат на технологии. "Многие видеосервисы начинают сочетать рекламную модель и платную подписку. Рекламный рынок в рублях сейчас падает, сетевое оборудование в этом сегменте используется по большей части импортное, и цены на него растут, - констатировал заместитель генерального директора компании "Рутьюб" Алексей Шумнов. - Чтобы сэкономить, нужно делать самостоятельно все, что касается ключевого программного обеспечения. Есть два варианта: либо самодеятельно разрабатывать программное обеспечение, либо использовать доступное и свободное. Это приведет к оптимизации ресурсов. Также важно максимально использовать скидки по закупке услуг". Для успеха на рынке оператору нужно каждого пользователя обслуживать индивидуально. Важно удерживать качество услуг на необходимом уровне, отмечает Шумнов.