"Золотого медведя" получил фильм "Такси" режиссера Джафара Панахи. Иранского режиссера в Берлин не пустили - он невыездной, зато на фестиваль приехала маленькая девочка - исполнительница главной роли в его фильме. Она же - племянница режиссера. Как же можно было не вручить ей "Медведя", если они так хорошо смотрятся вместе.
Фильм Панахи показывает, что не обязательно иметь большие бюджеты, чтобы снимать настоящее кино. Картина снималась и на айфон, и на фотоаппарат, и даже на видеорегистратор. И все в одном месте - в салоне такси. Прием, который использован в фильме, был применен в кинематографе уже не раз. В такси меняются пассажиры. А водитель следит за их жизнью и оценивает ее. Все мы - пассажиры в этой жизни, но не у всех у нас таксист - сам Джафар Панахи. Да-да, режиссер играет в картине самого себя. Что ему нужно, если денег он практически ни с кого из пассажиров не берет? Ответ - ему нужна жизнь и смерть во всех ее проявлениях, будь-то дискуссия о смертной казни или смерть человека у него в машине. Панахи своим фильмом еще и дает мастер-класс. Маленькая племянница - пассажирка такси - учится снимать кино. Она задает дяде вопросы, но ответ на большинство из них - лишь философская улыбка на его лице.
"Серебряного медведя" за выдающиеся достижения в области операторского искусства получили российские операторы Евгений Привин и Сергей Михальчук, снявшие картину Алексей Германа-младшего "Под электрическими облаками"(РГ" писала о картине подробно в день премьеры). А также - Стурла Брандт Гровлен, работавший над фильмом "Виктория" Себастьяна Шиппера (фильм о молодых людях снят одним кадром).
То, что фильм Алексея Германа-младшего получил "Серебряного медведя", - большая радость для российского кинематографа. Эта награда послужила ответом критикам, которые набросились на кинорежиссера после премьеры.
Герман-младший снимал фильм шесть лет. За это время случилось немало курьезов - например, украли памятник Ленину. "Все происходило с анекдотическими историями. Например, у нас украли Ленина. Мы поехали искать с милицией и нашли его на каком-то огороде. Спросили у хозяина, мол, зачем ты украл Ленина, и он сказал: "Я хотел спасти его!", - рассказывал Алексей Герман-младший.
Чем покорил фильм Европу, можно понять. Прежде всего - "предчувствием гражданской войны" - как поется в известной песне. Картина затрагивает множество проблем от исторических и литературных до политических. В ней говорится и о ксенофобии, и об антисемитизме, об историческом наследии, и о семейных отношениях... Но самое главное - о судьбе России:
"Россия - она же укрыта таким сумраком непонимания самой себя, и непонимания её миром. В нашей стране очень много намешано: и антисемитизм, и ксенофобия... Впрочем, как везде. Мне кажется, что Россия в какой-то момент пытается снова нащупать свой путь. Потом наступает имперская фаза. Потом снова поиски пути. Наша картина про попытку понять нас во всей нашей многосложности. Попытка понять распятость России между прошлым и будущим; между замечательными людьми, которые хотят что -то делать и коррупцией; между сохранностью культуры и её разрушением. Читайте Толстого, Достоевского и Чехова - ничего не изменилось", - слова Алексея Германа-младшего.
Тут хочется сказать, что Алексей Герман-старший был бы весьма горд за своего сына. А его жена - Светлана Кармалита - прилетела на "Берлинале" и разделила с сыном его успех.
Между прочим, картина уже вызвала большой интерес и со стороны фестивальных отборщиков. К настоящему моменту лента "Под электрическими облаками" получила приглашения от десятков различных кинофестивалей. На кинорынке фильм уже был продан на территорию стран бывшей Югославии (все права, включая кинотеатральные). Также интерес был проявлен со стороны США, Канады, Великобритании, Франции.
Гран-При "Берлинале" 2015 получил фильм "Клуб" (El Club) чилийского режиссера Пабло Ларрайна, призы за режиссуру достались сразу двум картинам - польской и румынской - "Тело" (Body) Малгожаты Шумовской и "Браво!" (Aferim!) - Раду Джуде.
Актерские работы в фильме британского режиссера Эндрю Хэя "45 лет" отмечены, как лучшие. Это, прежде всего, Шарлотта Рэмплинг - лучшая женская роль и Том Кортни - лучшая мужская.
Приз Алфреда Бауэра присужден гватемальскому фильму "Вулкан Иксканул" режиссера Хайро Бустаманте.
Чилийский режиссер Патрисио Гузман - один из авторов документального фильма "Перламутровая пуговица" - награжден "Серебряным медведем" за лучший сценарий. И не зря - этот фильм на фестивале зрители рекомендовали друг другу не пропустить.
Лучшим дебютом в полнометражном кино назван фильм "600 миль" Габриэля Рипштейна.