В некоторых наших СМИ высказывают уверенность, что фильм из России в Калифорнии могут наградить, только если он - против России. Что ж, попробуем найти антирусские мотивы в "оскароносных" фильмах "Война и мир", "Москва слезам не верит" или "Утомленные солнцем" - получилось?
В шорт-листе номинации "Лучший фильм на иностранном языке" впервые за последние 8 лет - наша картина "Левиафан". С ней конкурируют "Ида" (Польша), "Мандарины" (Эстония), "Тимбукту" (Мавритания) и "Дикие истории" (Аргентина). Порадуемся: из пяти фильмов четыре связаны с традициями восточноевропейских кинематографий - Павел Павликовский много работал с русскими кинематографистами, Абдеррахман Сиссако учился в московском ВГИКе, Заза Урушадзе - выпускник Тбилисского университета театра и кино. Что касается представляющего Россию Андрея Звягинцева, то он был театральным актером в Новосибирске, пока не решил попробовать счастья в Москве. Свои киноуниверситеты прошел в залах московского Музея кино - думаю, это позволило ему избежать стереотипов, свойственных профессиональным киноакадемиям, впитать в себя лучшие традиции классики и войти в число немногих русских режиссеров, чьи фильмы востребованы на экранах мира.
По крайней мере четыре фильма из пяти очень сильны. "Левиафан" долго был лидером по числу призов, он получил и "Золотой глобус", что, считается, обещает триумф на "Оскаре". Но вдруг пошла полоса неудач: британская BAFTA и Felix - премия Европейской киноакадемии - предпочли ему польскую "Иду". Эта история о послушнице, узнавшей о своих еврейских корнях и отправившейся искать родительские могилы, открывает тему Холокоста с новой стороны: участия самих поляков в истреблении евреев. Попутно затронута тема поисков смысла жизни, которые завершатся решением героини отдаться Богу - простые семейные радости покажутся ей лишенными высшей цели. Фильм аскетичен: фронтальные композиции, строгая черно-белая графика, лаконичная, без истерик, актерская манера. Фигуры героев в кадре смещены вниз, над их головами тяжело нависает пространство - словно невидимый груз: неискупленная вина или неизбежный высший суд. Чувствуются приемы старого польского кино, и прежде всего Ежи Кавалеровича с его "Матерью Иоанной от ангелов". Шансы на "Оскар" несомненно велики, "Ида" - главный соперник "Левиафана".
"Мандарины" - на самом деле грузинская картина, которой Эстония дала осуществиться. Действие происходит в годы грузино-абхазской войны 90-х; старик-эстонец дает приют двум раненым - грузину и чеченскому наемнику. Это кино способно держать в напряжении от и до - такая в нем яростная сшибка характеров, такая выстраданная, пронзительная правда: только посмотрев друг другу в глаза, враги перестают быть врагами. Фильм мудрый, эмоционально накаленный и одновременно сдержанный. Возможно, самый актуальный из всей пятерки. Думаю, тоже сильный конкурент. Не будь "Левиафана", я бы "болел" за него.
Сюжет "Тимбукту" навеян трагедией в Мали, где семья была насмерть забита камнями религиозными фундаменталистами только за то, что дети родились вне освященного Аллахом брака. Картина переносит нас в утонувший в песках поселок, оккупированный религиозными фанатиками. Запрещено все: курение, футбол, музыка и пение, а женщины должны быть замотаны в тряпки, дабы не было соблазна. Но похоть одолевает правоверных: даже в очертаниях барханов с чахлыми кустиками в ложбине им видится женское лоно, и они остервенело расстреливают его из автомата. Впечатляет все более нам привычное сочетание средневекового сознания с современными технологиями, которыми охотно пользуются новые мракобесы: мобильниками и джипами. Есть изумительные сцены: футбол без мяча - им, в насмешку над запретами, увлекается молодежь, проникновенное пение молодой женщины - за него она получит удары хлыстом, и символический образ летящей по пескам лани, по которой стреляют из джипа не знающие жалости богомольцы. Режиссер безупречно владеет пластикой кадра, в портретных и пейзажных съемках чувствуется влияние нашего кино времен Пудовкина и Вертова. Не будь первых трех фильмов, я бы "болел" за "Тимбукту".
Наконец, "Дикие истории" аргентинца Дамиана Сифрона - мрачноватый комедийный триллер, альманах из неравноценных новелл, временами симпатичный, но, на мой взгляд, рассчитывать на победу он не может.
Гораздо менее драматичен расклад в главных номинациях: этот голливудский год не назовешь урожайным. Конечно, безупречен "Бердмен" Иньярриту, тем более, что погубивший картину русский дубляж не имеет отношения к оригиналу. Но вот "Игра в имитацию" и "Вселенная Стивена Хокинга" в номинации "Оскара" попали явно "за тему". В художественном отношении оба фильма заурядны - если не считать умной работы Бенедикта Камбербетча и самоотверженности Эдди Рэдмейна, так героически передающего физиологические проблемы героя, что ему не хватает сил для хоть какого-то объяснения его гениальности. Триллер "Исчезнувшая" по кинематографическим качествам мастеровитее и отдаленно напомнит Хичкока, но фигурирует только в одной актерской номинации. Здесь, на мой взгляд, сбиты все разумные критерии, и прогнозировать что-либо трудно. По справедливости, "Бердмен" может повторить рекорд другого гениального фильма о театральном закулисье - "Все о Еве" Джозефа Манкевича, в 1950 году получившего 14 номинаций и победившего в шести. В главных номинациях у "Бердмена" лишь два сильных соперника - изощренный "Отель "Гранд-Будапешт" Андерсона и "Отрочество" Линклейтера - уникальный киноэксперимент, снимавшийся 12 лет. Все эти фильмы уже щедро обласканы престижными "Глобусами", BAFTA и Felix.